ДОКЛАД
ПО ВОПРОСУ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
УЛЬЯНОВСКОГО УФАС РОССИИ
(1 полугодие 2021 года)
Раздел 1. Контроль соблюдения антимонопольного законодательства
I. Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции»
Таблица 1. Нарушения антимонопольного законодательства (135-ФЗ)
Наименование показателя |
1 пол. 2020 год |
1 пол. 2021 год |
Темп прироста, 2021 г. к 2020 г. |
Рассмотрено заявлений |
78 (+61 ог) |
93 (+78 ог) |
19% |
Рассмотрено жалоб по 18.1 (без 223-ФЗ) |
37 |
11 |
-70% |
Рассмотрено дел |
2 |
9 |
350% |
Выявлено нарушений (без 18.1), из них: |
12 |
23 |
91,7% |
в действиях органов власти |
9 |
18 |
100% |
в действиях хозяйствующих субъектов |
3 |
5 |
66,7% |
Общая сумма наложенных штрафов (тыс. руб.) |
1 241 |
656 |
-47% |
Общая сумма оплаченных штрафов (тыс. руб.) |
829 |
3 567 |
330% |
Обжаловано в арбитражный суд: 6 решений по антимонопольному законодательству – завершено 1 дело, 5 текущие; 3 отказа в возбуждении дела – все текущие; 3 решения по ст. 18.1 135-ФЗ – 2 завершено, 1 текущее.
Таблица 2. Статистика предупреждений, выданных Ульяновским УФАС России органам власти Ульяновской области в 2021 году (5 месяцев)
Суть нарушения |
Количество |
Исполнение |
Передача имущества без проведения обязательной процедуры торгов |
8 |
7 – исполнено, 1 – текущее |
Нарушение порядка вывода эксплуатации теплосетей |
1 |
Исполнено |
Неутверждение схемы размещения рекламных конструкций |
1 |
Не исполнено |
Создание препятствий доступа на рынок услуг |
1 |
Текущее |
Дача необоснованных указаний на оказание дополнительных услуг |
1 |
Текущее |
Необоснованное предоставление льгот |
1 |
Текущее |
Прочие |
1 |
Текущее |
Всего |
14 |
- |
За 5 месяцев 2021 года Ульяновским УФАС России было выдано 14 предупреждений органам власти по ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Приведем примеры некоторых предупреждений, выданных органам власти.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Неутверждение Схемы размещения рекламных конструкций
Ульяновским УФАС России установлено бездействие Администрации города Димитровграда, выразившемся в неприведении Схемы размещения рекламных конструкций в соответствие с законодательством, что содержат в себе признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ульяновское УФАС России предупредило Администрацию г. Димитровграда о необходимости прекращения бездействия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем утверждения Схемы размещения рекламных конструкции в соответствие с ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Дача необоснованных указаний на оказание дополнительных услуг
Ульяновским УФАС России в рамках рассмотрения одного из антимонопольных дел было установлено, что Министерством энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области в адрес глав муниципальных образований региона было направлено письмо с указанием органов Правительства региона, осуществляющих согласование аукционной документации на право заключения концессионного соглашения. В письме было указано, что Фонд «Центр развития ГЧП Ульяновской области», в том числе, осуществляет согласование в части обеспечения согласования экономической и юридической составляющей конкурсной документации. Вместе с тем, Уставом Фонда не возложены на него полномочия органов власти в указанной сфере.
Ульяновское УФАС России предупредило Министерство о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства путем отзыва, направленного главам муниципальных образований письма с указанием согласующего органа – Фонд «Центр развития ГЧП Ульяновской области».
Передача имущества без проведения обязательной процедуры торгов
Ульяновское УФАС России выявило признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в ряде органов местного самоуправления нескольких районов области (Цильнинский район, Чердаклинский район, Павловский район, Николаевский район, Ульяновский район) выразившиеся в предоставлении в аренду объектов электроэнергетики, объектов водоснабжения и водоотведения без проведения предусмотренных законом конкурсных процедур, предоставлении в аренду объектов системы водоснабжения, в то время, как заключение договора о передаче прав владения и пользования указанными объектами возможно исключительно на основании концессионного соглашения и т.д.
По результатам проверочных мероприятий управление выдало предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
При взаимодействии УФАС и УФСБ выявлено антиконкурентное соглашение
Дело № 073/01/16-144/2021
В июне 2021 года комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение по делу № 073/01/16-144/2021 по признакам нарушения Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска (далее — УДХТ г. Ульяновска) антимонопольного законодательства.
Дело было возбуждено Ульяновским УФАС России по результатам проведения УФСБ России по Ульяновской области оперативно-розыскных мероприятий порядка заключения контракта УДХТ г. Ульяновска с ООО «Альфатрансстрой».
В ходе рассмотрения дела было установлено, что УДХТ г. Ульяновска поручило МБУ «Дорремстрой» организовать электронный аукцион на оказание транспортных услуг по загрузке и перевозке снежных масс до мест складирования снега и очистка тротуаров от снега и льда механической щёткой и плугом на тракторе. Однако, дорожная техника ООО «Альфатрансстрой» в количестве более 40 единиц начала работу по уборке города от снега в рамках еще не заключенного и не расторгованного контракта, а с потенциальными участниками аукциона была заключена устная договоренность.
Таким образом, по итогам рассмотрения дела комиссия Ульяновского УФАС России признала действия УДХТ г. Ульяновска, МБУ «Дорремстрой» и ООО «Альфатрансстрой», выразившиеся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на создание преимущественных условий участия ООО «Альфатрансстрой» в торгах на оказание транспортных услуг по загрузке и перевозке снежных масс до мест складирования снега и очистка тротуаров от снега и льда механической щёткой и плугом на тракторе, нарушением п. 4 ст. 16 Закона «О защите конкуренции». Предписание не выдано.
Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по статье 14.32 КоАП РФ (штрафные санкции по ст. 14.32 КоАП РФ составляют для должностных лиц хозсубъекта от 15 000 рублей до 30 000 рублей; для юрлиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение («оборотный» штраф); административная ответственность органов власти предполагает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 рублей до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет.)
Суд кассационной инстанции вновь на стороне УФАС
25 мая 2021 года Арбитражный суд Поволжского округа во второй раз вынес решение по делу № А72-17316/2019, которым признал законность и обоснованность решения и постановления Ульяновского УФАС России в споре с ПАО «Т Плюс».
Напомним, еще в 2019 году по заявлению 2-ух управляющих компаний Ульяновским УФАС России действия ПАО «Т Плюс» были признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ Ульяновское УФАС России также наложило на ПАО «Т Плюс» минимальный штраф в размере 5,6 млн рублей. Однако организация не согласилась с таким решением УФАС и обжаловала его в судах.
Суд первой инстанции признал решение антимонопольного органа законным, однако снизил сумму штрафа вдвое — до 2,8 млн рублей. А в апелляции решение суда первой инстанции отменили, указав, что «рассмотрение вопроса о порядке определения объемов энергоресурсов, потребленных многоквартирными жилыми домами, не относится к предмету ведения антимонопольного законодательства» и признали оспариваемые ненормативные правовые акты незаконными, полностью отменив их.
Суд кассационной инстанции встал на сторону Ульяновского УФАС, отменил решение апелляции и вернул дело на новое рассмотрение, указав, что «контроль за данными действиями входит в полномочия антимонопольного органа».
По результатам пересмотра дела апелляционный суд признал «Т Плюс» нарушившим Закон о защите конкуренции и оставил в силе штраф, назначенный судом первой инстанции. Арбитражный суд Поволжского округа позиции судов также подтвердил, тем самым в очередной раз признав законность и обоснованность решения и постановления Ульяновского УФАС России.
К слову, штраф в размере 2,8 млн рублей оплачен компанией в полном объеме еще в январе текущего года, а предписание о произведении перерасчета исполнено еще в 2019 году. Таким образом в настоящее время в отношении жителей, которые пострадали от переплаты, в рамках данного разбирательства нарушение антимонопольного законодательства со стороны ПАО «Т Плюс» прекращено.
Решение суда несет в себе социальный эффект для населения г. Ульяновска, т.к. в результате для тысяч человек исключена незаконная, несправедливая оплата за потребление теплового ресурса.
Раздел 2. Контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе
Таблица 3. Сравнительная таблица итогов работы Ульяновского УФАС России в сфере закупок за I полугодие 2020 – I полугодие 2021 года
|
I полугодие 2020 год |
I полугодие 2021 |
Поступило жалоб, из них: |
210 |
194 |
Возвращено, отозвано |
35 |
28 |
обоснованные |
50 |
31 |
необоснованные |
125 |
135 |
Проведено проверок |
3 |
7 |
Выдано предписаний |
27 |
36 |
Возбуждено административных дел: |
72 |
95 |
Исполнено постановлений о наложении штрафа (с учетом постановлений, выданных в прошлых периодах) |
75 |
58 |
Сумма наложенного штрафа (тыс. руб.) |
752,45 |
1 084,2 |
Сумма уплаченного штрафа (с учетом постановлений, выданных в прошлых периодах) (тыс. руб.) |
833,84 |
929,2 |
Рассмотрено обращений по включению в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), из них |
63 |
77 |
Включено в РНП |
17 |
24 |
Таблица 4. Количество жалоб по уровням заказчиков
|
Федеральные заказчики |
Заказчики Субъекта |
Муниципальные заказчики |
Всего |
Поступило жалоб, из них: |
36 |
101 |
57 |
194 |
признаны обоснованными (в т.ч. частично) |
8 |
14 |
9 |
31 |
необоснованные |
22 |
71 |
42 |
135 |
возвращено, отозвано |
6 |
16 |
6 |
28 |
Изменения в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
С 5 июля 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) реализована возможность подачи жалобы в ФАС России и её территориальные органы в электронном виде.
Жалоба может быть подана на действия, бездействие заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, а также на оператора электронной площадки и оператора специализированной электронной площадки исключительно при проведении электронной процедуры.
Функционалом может воспользоваться любой участник закупки, зарегистрированный в едином реестре участников закупок, путем подачи жалобы через личный кабинет ЕИС в сфере закупок.
Электронное обжалование посредством ЕИС в сфере закупок позволяет осуществить:
- переход на электронный документооборот между участниками процесса;
- автоматическое заполнение формы жалобы при указании идентификационного кода закупки;
- автоматическую проверку правильности заполнения жалобы, соблюдения сроков подачи и рассмотрения жалобы;
- автоматическое размещение сведений в Реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, в том числе принятых по ним решений и выданных предписаний.
Разъяснение Министерства финансов РФ, Министерства строительства и ЖКХ РФ и ФАС России о возможности изменения существенных условий контракта при его исполнении
Министерство финансов РФ, Министерство строительства и ЖКХ РФ и ФАС России в совместном письме от 10 июня 2021 года разъяснили вопрос о возможности изменения цены государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия при его исполнении в случае существенного роста цен на строительные ресурсы, приведшего к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта.
Ведомства отметили, что при соблюдении совокупности условий, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186, существенные условия контракта (одновременное цена и срок исполнения контракта, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон.
Указанные в пункте 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ «независящие от сторон контракта обстоятельства» предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам.
Таким образом, в случае если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта на выполнение работ по строительству, заключенного на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн. рублей, заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Источник: Система «Консультант Плюс» – Письмо Минфина России N 24-06-06/45785, Минстроя России N 24044-АЛ/09, ФАС России N ПИ/47490/21 от 10.06.2021 «О позиции Минфина России, Минстроя России и ФАС России по вопросу о возможности изменения цены и срока исполнения государственного контракта»
Подать жалобу в ФАС на закупки теперь можно через ЕИС
Новый функционал единой информационной системы в сфере закупок* доступен с 5 июля любому участнику электронных закупок**
Преимуществами для участников закупки станут автоматизированное заполнение информации, необходимой для подачи жалобы, а также система ее автоматической проверки. Все это значительно снизит вероятность возврата жалобы из-за ее неправильной подготовки.
Кроме того, и участник закупки, и заказчик будут в режиме реального времени получать информацию обо всех этапах рассмотрения жалобы в своих личных кабинетах.
ФАС России совместно с Федеральным казначейством провела совещание в режиме ВКС с участием территориальных органов службы. Обсуждались технические особенности электронного обжалования, а также конкретные действия сотрудников ФАС по рассмотрению жалоб.
Планируется, что с 1 января 2022 года все жалобы по электронным процедурам закупок будут направляться через ЕИС. До этого времени участники закупок по-прежнему могут подать жалобу в ФАС России в письменной форме.
*Ссылка на Единую информационную систему в сфере закупок
**Зарегистрированному в Едином реестре участников закупок
Судебная практика Ульяновского УФАС России
Суды трех инстанций подтвердили нарушение 44-ФЗ в действиях заказчика
Дело № 073/06/69-447/2020.
12 июля 2021 года Арбитражный суд Поволжского (г. Казань) признал законным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по жалобе ООО «РегионХимСервис».
Общество жаловалось в Ульяновское УФАС России на действия аукционной комиссии при осуществлении закупки на проведение капитального ремонта здания учебно-производственных мастерских ОГБПОУ «Кузоватовский технологический техникум» (заказчик — ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик», НМЦ -— свыше 49,9 млн рублей).
По мнению заявителя жалобы, вторая часть его заявки была необоснованно признана не соответствующей установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 дополнительным требованиям, в связи с тем, что общество не является лицом, осуществляющим строительство (генподрядчиком). Общество, в свою очередь, направило в адрес аукционной комиссии документы, подтверждающие свое соответствие дополнительным требованиям.
По итогам рассмотрения дела доводы ООО «РегионХимСервис» не нашли своего подтверждения, и комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение о том, что действия аукционной комиссии, признавшей заявку заявителя несоответствующей требованиям документации об аукционе не противоречат Закону о контрактной системе. Жалоба признана необоснованной.
ООО «РегионХимСервис» не согласилось с решением антимонопольного органа и обжаловало его в Арбитражном суде Ульяновской области, Одиннадцатом арбитражном суде, Арбитражном суде Поволжского округа, но суды трех инстанций признали законность решения, принятого Ульяновским УФАС России, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований.
Раздел 3. Контроль за рекламным законодательством и недобросовестной конкуренцией
Таблица 5. Нарушения в сфере контроля на финансовых рынках, недобросовестной конкуренции и рекламной деятельности (135-ФЗ, 38-ФЗ)
Показатель |
1 п/г 2020 г. |
1 п/г 2021 г. |
Рассмотрено заявлений по недобросовестной конкуренции (НК) |
12 |
15 |
Выдано предупреждений до возбуждения дела НК |
6 |
1 |
Рассмотрено дел по НК: |
1 |
2 |
принято решений о нарушении |
0 |
2 |
Рассмотрено заявлений по финансовым рынкам |
3 |
1 |
Рассмотрено заявлений по законодательству о рекламе |
55 |
90 |
Рассмотрено дел по законодательству о рекламе |
14 |
10 |
- в том числе: прекращено производством дел |
2 |
4 |
принято решений |
12 |
6 |
Выдано предписаний по законодательству о рекламе |
5 |
0 |
В 1 полугодии 2021 года было обжаловано ненормативных актов по рекламе и устояло в арбитражном суде – 2, по недобросовестной конкуренции – 1.
Таблица 6. Меры административной ответственности по ст. 14.3 и ст. 14.33 КоАП РФ
Показатель |
1 п/г 2020 г. |
1 п/г 2021 г. |
Рассмотрено дел об административном правонарушении (ст. 14.3 КоАП РФ) |
15 |
13 |
Выдано предупреждений по итогам рассмотрения дел |
10 |
6 |
Сумма наложенного штрафа (тыс. руб.) |
164,0 |
220,0 |
Сумма уплаченного штрафа (с учетом постановлений, выданных в прошлых периодах) (тыс. руб.) |
162,0 |
218,0 |
Рассмотрено дел об административном правонарушении (ст. 14.33 КоАП РФ) |
2 |
1 |
Сумма наложенного штрафа (тыс. руб.) |
40,00 |
12,0 |
Сумма уплаченного штрафа (с учетом постановлений, выданных в прошлых периодах) (тыс. руб.) |
100,0 |
16,2 |
Использование товарного знака конкурента является недобросовестной конкуренцией
Дело № 073/01/14.6-721/2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в апреле текущего года вынесла решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 073/01/14.6-721/2020. Действия ИП были признаны недобросовестной конкуренцией, нарушением п. 1 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Так, в Ульяновское УФАС России обратилось общество, сообщившее об использовании конкурентом для обозначения магазина одежды наименования, сходного до степени смешения, с наименованием заявителя.
Ульяновским УФАС России было установлено, что ИП-конкурент осуществляет розничную продажу женских швейных изделий в магазине под вывеской с коммерческим наименованием, принадлежащем заявителю. К моменту открытия магазина ИП коммерческое наименование и товарный знак уже были широко известны и узнаваемы потребителями.
Изучив все обстоятельства дела, комиссия Ульяновского УФАС России пришла к выводу, что использование известных обозначений дает ИП возможность получения преимуществ перед конкурентами, а также, данные действия могут ввести в заблуждение потребителей оригинальной продукции. В итоге в действиях предпринимателя признано нарушение антимонопольного законодательства, на устранение которого выдано предписание.
Массовая реклама алкогольной продукции признана ненадлежащей, нарушающей 38-ФЗ
Дело № 073/05/21-80/2020
В марте т.г. комиссия Ульяновского УФАС России вынесла. решение по делу по массовым обращениям граждан о фактах распространения в торговых центрах на территории порядка 70 городов (поселков) РФ 5 разновидностей рекламы ООО «Алкогольная производственная компания».
Установлено, что реклама в виде листовок распространялась в рамках рекламной кампании в период с декабря 2020 года по январь 2021 года. В ней признано множество нарушений рекламного законодательства, в т.ч.: нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 6 части 1, частей 2.1 и 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Предписание не выдано, т. распространение рекламы в настоящий момент прекращено.