Доклад по вопросу правоприменительной практики Ульяновского УФАС России (2021 год)
25 января 2022, 13:42
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

ПО ВОПРОСУ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

УЛЬЯНОВСКОГО УФАС РОССИИ

(2021 год)

 

Раздел 1. Контроль соблюдения антимонопольного законодательства

 

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

 

Таблица 1. Об итогах работы в сфере контроля за антимонопольным законодательством

Наименование показателя

2019 год

(без НК)

2020 год

2021 год

Темп прироста, 2020 г. к 2019 г., %

Темп прироста, 2021 г. к 2020 г., %

Рассмотрено заявлений

233 (+98 ог)

201 (+129 ог)

224 (+124)

-13,7%

11,4%

Рассмотрено дел

26

13

20

-50%

53,8%

Рассмотрено жалоб по ст. 18.1 (без 223-ФЗ)

31

53

24

70%

-54,7%

Выявлено нарушений

(без ст. 18.1)

67

44

50

-34%

13,6%

из них в действиях органов власти

41

28

31

-31%

29,2%

из них в действиях хозяйствующих субъектов

26

16

19

-38%

18,75%

Общая сумма наложенных штрафов

16 161,2

2 715,0

2 464,3

-83%

-9,2%

Общая сумма оплаченных штрафов

2 530,0

1 254,0

4 827,0

-50%

284,9%

 

О нарушениях антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами

В 2021 году рассмотрено 153 заявления по статьям 10-11 Закона «О защите конкуренции. По итогам рассмотрения выдано 8 предупреждений, 7 из них исполнено, 1 находится на стадии исполнения. Кроме того, до выдачи предупреждения лицами, в отношении которых поступило заявление, устранено 2 нарушения.

Общее количество выявленных нарушений в действиях хозяйствующих субъектов (с учетом также статей 17, 17.1 Закона) – 19.

В 2021 году Ульяновским УФАС России рассмотрено дело в отношении ОАО «Российские железные дороги», аналогичное ранее рассмотренному в 2015 году делу.

В частности, в Ульяновское УФАС России поступили заявления ООО «Эко-Нефть» на действия ОАО «РЖД» по задержке уборки порожних вагонов с мест погрузки-выгрузки на железнодорожных путях необщего пользования и уклонению от представления актов общей формы.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на часть обращений ООО «Эко-Нефть» в ОАО «РЖД» по фактам несвоевременной подачи-уборки вагонов общество не направило соответствующие акты общей формы, в связи с чем решением от 31.12.2021  действия ОАО «Российские железные дороги», выразившиеся в уклонении от оформления актов общей формы по заявлениям ООО «ЭКО-Нефть» для удостоверения обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика и иных лиц за задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки с железнодорожного пути необщего пользования, признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». ОАО «Российские железные дороги» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем направления актов общей формы заявителю. На настоящий момент предписание исполнено.

Интересным является дело, рассмотренное управлением в отношении АО «Ульяновская сетевая компания» по заявлению ООО «Энергомодуль». Действия акционерного общества по угрозе вывода из эксплуатации энергосетевого оборудования признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что АО «Ульяновская сетевая компания» уведомило ООО «Энергомодуль» о намерении демонтировать одну из трансформаторных подстанций, участвующих в энергоснабжении потребителей г. Димитровграда. Указанная трансформаторная подстанция была построена до 2016 года в связи с тем, что ранее существовавшая схема не позволяла обеспечить электроснабжение потребителей, т.к. существовала «перегрузка» линии, целью строительства являлось улучшение качества энергоснабжения потребителей.

Управление установило, что оспариваемые действия АО «Ульяновская сетевая компания» нарушают нормы абзаца 3 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», согласно которому сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством РФ сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Соответственно, действия общества были признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке, обществу выдано предписание. В настоящее время решение и предписание оспорены в Арбитражный суд Ульяновской области.

 

О нарушениях антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления Ульяновской области

В 2021 году рассмотрено 71 заявление на действия органов местного самоуправления и государственной власти, по результатам выдано 11 предупреждений и возбуждено в общей сложности 6 дел по статям 15-17.1 Закона.

Еще 14 предупреждений выданы органам местного самоуправления и государственной власти в связи с самостоятельным выявлением Ульяновским УФАС России нарушений.

В частности, на основании предупреждений Ульяновского УФАС России уполномоченными органами неоднократно вносились изменения в нормативные акты, содержащие признаки ограничения конкуренции.

  1. В связи с наличием в Порядке занятия народной медициной на территории Ульяновской области, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Ульяновской области от 23.09.2020 № 97-п, выдано предупреждение о приведении его в соответствие с законом.

Согласно частям 2 и 3 статьи 50 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья.

Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта РФ, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка занятия народной медициной на территории Ульяновской области, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Ульяновской области от 23.09.2020 № 97-п (далее – Порядок № 97-п), занятие народной медициной на территории Ульяновской области может осуществляться гражданами РФ, имеющими диплом о среднем или высшем медицинском образовании, действующий сертификат специалиста и получившими Разрешение на занятие народной медициной (далее – лицо, получившее Разрешение), выданное Министерством в порядке, установленном настоящим Положением.

Согласно подпункту в) пункта 3.4 Порядка № 97-п к заявлению о предоставлении Разрешения прилагаются: копии документов, подтверждающих среднее или высшее медицинское образование, послевузовское или дополнительное профессиональное (медицинское) образование, копия соответствующего сертификата специалиста с предъявлением оригинала, либо их копии, засвидетельствованные в нотариальном порядке.

Таким образом, пункты 2.1 и 3.4 Порядка № 97-п противоречат действующему законодательству, что, в свою очередь, может создать условия, ограничивающие конкуренцию при занятии предпринимательской деятельностью гражданами РФ на территории Ульяновской области.

После направления предупреждения излишние требования из Приказа исключены.

  1. В связи с наличием в Порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ульяновской области, утвержденном постановлением Правительства Ульяновской области 06.08.2015 № 385-П (далее – Порядок предоставления социальных услуг), признаков противоречия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Частью 3 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» установлен перечень информации, подлежащий включению в Реестр поставщиков социальных услуг.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 12 Рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.07.2014 № 484н (далее – Рекомендации), Реестр поставщиков социальных услуг может содержать иную информацию, определяемую в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», а именно информацию об условиях предоставления социальных услуг.

Разделом 6 Порядка предоставления социальных услуг утверждены требования к деятельности поставщиков социальных услуг.

Пунктом 6.1 раздела 6 «Требования к деятельности поставщиков социальных услуг» Порядка предоставления социальных услуг установлены избыточные требования к деятельности поставщиков социальных услуг – к условиям размещения поставщика социальных услуг и оснащения приборами и оборудованием.

В качестве обязательных устанавливаются требования вне зависимости от вида социальных услуг (социальное обслуживание на дому; стационарное социальное обслуживание; полустационарное социальное обслуживание):

- размещение в специально предназначенном (приспособленном) здании (зданиях) или помещениях, доступных для всех категорий получателей социальных услуг, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью;

- по размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, безопасности труда, должны быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенные температура воздуха, влажность воздуха, запыленность, загазованность, шум, вибрация и т. д.);

- площадь помещений при предоставлении социальных услуг получателям социальных услуг должна соответствовать утвержденным нормативам;

- оснащение специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивать надлежащее качество предоставляемых социальных услуг. Оборудование, приборы и аппаратура должны использоваться строго по назначению в соответствии с документацией на их функционирование и эксплуатацию, содержаться в технически исправном состоянии, систематически проверяться.

Таким образом, пункт 6.1 раздела 6 «Требования к деятельности поставщиков социальных услуг» Порядка предоставления социальных услуг противоречит действующему законодательству, что, в свою очередь, может создать условия, ограничивающие конкуренцию при осуществлении деятельности поставщиками социальных услуг на территории Ульяновской области при оказании социального обслуживания на дому.

Правительству Ульяновской области выдано предписание, которое исполнено, данные требования к лицам, оказывающим социальные услуги на дому, были исключены из Порядка.

Пример нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

Управлением рассмотрено дело в отношении администрации города Ульяновска, МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» и ООО «СК «Альпы» на действия, выразившиеся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на недопущение и ограничение конкуренции при выполнении строительных работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска, нарушением п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» разместило на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» 10 закупок малого объема на выполнение работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска в соответствии с локальными сметными расчетами. В связи с отсутствием заявок в последующем было заключено 10 контрактов соответствующих каждой закупке.

При изучении ранее составленной МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска»  сметы от 02.08.2021 и сравнении ее с локальными сметами, которые являются приложениями к договорам на ремонт кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска, установлено, что сметы, являющиеся приложениями к договорам, являются составной частью сметы от 02.08.2021, а   при заключении всех договоров на ремонт кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска была использована единая смета, предназначенная для ремонта всей кровли здания, однако разделенная на меньшие площади для соответствия критерию суммы по заключению договора с единственным поставщиком (в размере 600 000,00 рублей).

Кроме того, заказчиком 10 договоров от 12.08.2021 являлось МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» в отсутствие правомочий владения и пользования, т.к. распоряжение Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска о передаче из муниципальной казны муниципального образования «город Ульяновск» на праве оперативного управления МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» датировано 27.08.2021, то есть после заключения договоров на выполнение работ по ремонту кровли.

Таким образом, на 12.08.2021 заказчиком на выполнение данного вида работ должна была выступать администрация Ленинского района города Ульяновска.

Согласно плану-графику закупок товаров, работ, услуг МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» на 2021 финансовый год объем финансового обеспечения, в том числе планируемых платежей, на закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе составлял 3 297 550,00 рублей. Однако, согласно перечню договоров, заключенных учреждением в 2021 году в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, учреждение превысило данный годовой объем финансового обеспечения уже в мае 2021 года и изменения в данный план-график не вносились. Таким образом, заключение 10 договоров на выполнение работ по ремонту кровли администрации Ленинского района города Ульяновска не было запланировано, и не включалось в имеющийся объем финансового обеспечения на 2021 год.

 Таким образом, вышеперечисленное подтверждает, что фактически заключенные договоры №№ 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239 соответственно, по сути, являются единой сделкой - выполнением ремонта кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска, предмет которой был умышленно разделен на 9 договоров для формального соблюдения требований п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

 

 

 

Раздел 2. Контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе

 

Таблица 2. Сравнительная таблица итогов работы Ульяновского УФАС России в сфере контроля закупок за 2020 - 2021 годы

 

2020 год

2021 год

Поступило жалоб, из них:

400

393

   возвращено, отозвано

67

62

   обоснованные

81

71

   необоснованные

252

260

Проведено проверок

14

20

Выдано предписаний

54

70

Возбуждено административных дел:

212

190

Исполнено постановлений о наложении штрафа (с учетом постановлений, выданных в прошлых периодах)

183

123

Сумма наложенного штрафа (тыс. руб.)

2 066,6

2461,0

Сумма уплаченного штрафа (с учетом постановлений, выданных в прошлых периодах) (тыс. руб.)

2 056,1

2 125,0

Рассмотрено обращений по включению в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), из них

159

184

Включено в РНП

39

66

 

 

Таблица 3. Количество жалоб по уровням заказчиков

 

 

Федеральные заказчики

Заказчики Субъекта

Муниципальные заказчики

Всего

Поступило жалоб, из них:

78

222

93

393

   признаны обоснованными (в т.ч. частично)

17

31

23

71

   необоснованные

45

157

58

260

   возвращено, отозвано

16

34

12

62

 

 

Изменения, внесенные в законодательство о контрактной системе

В 2022 году, в основном, с 1 января, вступили и вступают в силу существенные изменения, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие нормативно-правовые акты, касающиеся сферы закупок.  В целом стоит обратить внимание на изменения, предусмотренные:

- Федеральным законом от 01.07.2021 № 277-ФЗ;

- Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ;

- постановлением Правительства РФ от 28.06.2021 № 1034;

- постановлением Правительства РФ от 20.11.2021 № 1989;

- постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 № 2151;

- постановлением Правительства РФ от 06.12.2021 № 2213;

- постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571;

- постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604;

- распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р и др.

Но, прежде всего, кончено, это - изменения, внесенные в законодательство о контрактной системе Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

С 01.07.2022 упрощается процедура одностороннего расторжения контракта:

При отказе от контракта, который был заключен по итогам электронных процедур, заказчику достаточно разместить решение в ЕИС (правда, есть некоторые исключения, например, для закупок с государственной тайной).  Решение автоматически будет направлено исполнителю.  С момента поступления решения исполнитель будет считаться надлежаще уведомленным.

 

С 24.05.2022 при закупке пассажирских лифтов действует запрет на допуск иностранных товаров:

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2021 № 1989 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».  В том числе, запрет касается товаров с кодом ОКПД2 28.22.16.111 «Лифты пассажирские».

 

С 01.04.2022 участники электронных закупок не обязаны включать в заявку ИНН руководителей и контролирующих лиц:

Сведения об ИНН контролирующих организацию участников, директора и членов коллегиального исполнительного органа заказчику будут направляться оператором электронной площадки.

 

С 01.04.2022 обращение о включении поставщика в РНП заказчикам нужно направлять через ЕИС:

Требование закона касается закупок, проведенных в рамках электронных процедур.

 

С 01.01.2022 сократилось количество способов закупок и изменились их правила:

Из числа способов закупок исключены двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений.  По большинству оснований, предусмотренных для последнего способа, можно провести электронный запрос котировок без ограничения НМЦК и годового лимита.

Документация о закупке нужна только при закрытых процедурах.  В остальных случаях достаточно извещения и проекта контракта.

Определены единый срок изменения и отмены любой электронной закупки - не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания подачи заявок.

Изменены процедуры отдельных способов закупок.  Например, в электронных аукционах нет деления заявки на первую и вторую части, а в запросе котировок требуется обеспечение заявки, если НМЦК больше 1 млн. руб.

 

С 01.01.2022 сократился объем сведений, включаемых в заявку на участие в закупке:

Большую часть сведений об участнике (наименование, адрес и др.) заказчику направляет оператор электронной площадки.  Однако до 01.04.2022 участники должны указывать сведения об ИНН контролирующих организацию участников, директора и членов коллегиального исполнительного органа.

 

С 01.01.2022 существенно изменились требования к участникам закупок:

Введена универсальная предквалификация.  В закупках без дополнительных требований и с НМЦК от 20 млн. руб. следует предусмотреть условие: за последние 3 года у участника должен быть исполненный контракт по Закону о контрактной системе.  Сумма контракта - не меньше 20% НМЦК.  Если выставлялись неустойки, они должны быть уплачены.

Соответствие участника требованиям универсальной предквалификации подтверждаются: номером записи из реестра контрактов, предусмотренного Законом о контрактной системе; выпиской из реестра контрактов, составляющих государственную тайну; исполненным контрактом или договором.

Обновлены и расширены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, а также перечни документов, которые они должны предоставить.  В частности, при НМЦК более 1 млн. руб. нужно установить дополнительные требования, если закупают услуги по уборке зданий и территорий, работы по текущему ремонту зданий и сооружений, услуги по техобслуживанию зданий и сооружений.

Офшорным компаниям запрещено участвовать в закупках не только непосредственно, но и через подконтрольные организации.

 

С 01.01.2022 оптимизирована работа комиссий по осуществлению закупок:

В комиссии должно быть минимум 3 члена, а не 5 (как было раньше).  Заседания можно проводить дистанционно.

 

С 01.01.2022 нужно больше закупать у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций:

Годовой лимит таких закупок увеличен с 15 до 25%.

 

Начиная с отчета за 2021 год, при указании объема финансирования по контрактам с единственным поставщиком нужно отражать, в том числе, малые электронные закупки.

 

С 01.01.2022 закупки с преимуществами для уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов нужно проводить отдельно:

Нельзя объединять в одну закупку товары, по которым предоставляются преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, и товары, на которые такие преимущества не распространяются.

Такое же правило установили и для случаев предоставления преимуществ организациям инвалидов.

Цена контракта с победителем из числа указанных организаций, учреждений и предприятий должна быть увеличена на 15% (но не выше НМЦК).

Перечни товаров, работ, услуг пересмотрели.  Для учреждений и предприятий УИС перечень меняют существенно.

 

С 01.01.2022 изменены правила закупок радиоэлектроники с ограничением допуска импорта:

Исключено требование о том, что ограничения можно не соблюдать, если в реестре отечественной и реестре евразийской промышленной продукции нет радиоэлектроники с необходимыми характеристиками.

Кроме того, с января по общему правилу соответствие ограничениям нужно подтверждать номерами записей из реестров отечественной или евразийской промышленной продукции.  Если для продукции установлено требование о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории РФ или ЕАЭС, нужно дополнительно передать информацию о количестве таких баллов.  Иначе считается, что предложен импортный товар.

Сертификаты СТ-1 можно предоставить в закупках, которые начались не позднее 30.06.2022 (для медицинской радиоэлектроники - не позднее 31.12.2022).

 

С 01.01.2022 ужесточены антидемпинговые меры:

При применении антидемпинговых мер размер обеспечения исполнения контракта должен быть увеличен в 1,5 раза.  В то же время он должен составлять не меньше 10% НМЦК.  Если закупка проводилась только для СМП или СОНКО, процент считается от цены контракта.

 

С 01.01.2022 ведены новые правила оценки заявок:

При оценке конкурсных заявок нужно устанавливать не менее двух критериев.

Заказчик обязан предусмотреть в порядке рассмотрения и оценки заявок среди прочего сопоставимые договоры и приемочные акты.

Скорректированы величины значимости критериев для ряда закупок.  Например, услуги общепита и поставка продуктов для некоторых социально значимых объектов выведены в отдельную позицию.

 

С 01.01.2022 введено электронное оформление приемки:

Если контракт заключен по итогам электронной процедуры, документы о приемке оформляют через ЕИС.  Изменения в эти документы вносят также с помощью ЕИС.

О том, применяется ли новшество к контрактам, заключенным до 01.01.2022, Минфин России разъяснил в письме от 03.11.2021 № 24-06-07/89252.

До 01.04.2022 документы о приемке на сайте ЕИС не размещаются.

 

С 01.01.2022 сокращены сроки оплаты контрактов:

Срок оплаты контрактов по итогам закупок только для СМП и СОНКО сокращен с 15 до 10 рабочих дней.  Для остальных закупок - с 30 календарных до 15 рабочих дней.  Если документы о приемке оформляются без использования ЕИС, предельный срок составляет 30 дней.

Получатели средств федерального бюджета по общему правилу должны предусматривать в контрактах еще более короткие сроки - 10 рабочих дней (7 рабочих дней, если контракт заключается с СМП или СОНКО).  Однако, стоит обратить внимание на исключения из этого правила и на переходные положения.

 

С 01.01.2022 сокращен срок надлежащего уведомления о расторжении контракта по итогам электронной закупки:

Если заказчик не получил подтверждения о том, что поставщик получил уведомление или отсутствует по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления о расторжении контракта считается дата, наступившая спустя 15 дней (вместо 30 дней) с момента размещения уведомления в ЕИС.

 

С 01.01.2022 можно изменить срок исполнения отдельного этапа контракта:

Срок отдельного этапа исполнения контракта можно скорректировать, если не изменяется срок исполнения всего контракта.

 

С 01.01.2022 существенно изменены правила обжалования закупок:

К самым важным изменениям можно отнести следующие:

- жалобы на электронные закупки подают только через ЕИС;

- на одну и ту же редакцию извещения или документации можно подать только одну жалобу;

- если в закупке предусмотрена универсальная предквалификация, пожаловаться могут только те участники, кто ей соответствует.

 

 

Раздел 3. Контроль за рекламным законодательством и недобросовестной конкуренцией

 

Пресечение недобросовестной конкуренции

В 2021 году Ульяновским УФАС России рассмотрено 31 заявление о признаках нарушения антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции (в 2020 году было 26 заявлений).  Выдано 3 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, все 3 предупреждения исполнены.  По результатам рассмотрения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства управлением принято 3 решения о признании в действиях хозяйствующих субъектов недобросовестной конкуренции.

Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Признаками недобросовестной конкуренции являются:

1) действия хозяйствующих субъектов (группы лиц);

2) действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

3) действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

4) действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» при обнаружении признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренной ст.ст. 14.1, 14.2, 14.3, 14.7 и 14.8 указанного Федерального закона, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Выдача предупреждений при наличии признаков нарушения ст.ст. 14.4, 14.5 и 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» не предусмотрена, то есть дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждается без выдачи предупреждения.

Согласно ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Общее количество предупреждений, выданных по статьям 141,  142, 143, 147 и 148 главы 2.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в 2021 году, - 3 (в 2020 году было выдано 9 предупреждений).

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

1. Недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 12 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

2. Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 000 рублей.

Исполнение предупреждения антимонопольного органа освобождает от штрафов.

В 2021 году Ульяновским УФАС России рассмотрено 3 дела об административном правонарушении по ст. 14.33 КоАП РФ (в 2020 году было рассмотрено 4 дела).  Вынесено 3 постановления о назначении штрафов на общую сумму 44,0 тыс. руб. (в отношении 2-х должностных лиц и 1-го индивидуального предпринимателя), штрафов оплачено на общую сумму 52,0 тыс. руб. - с учетом постановления, вынесенного в 2020 году (в 2020 году - 302,0 тыс. руб. и 382,0 тыс. руб., соответственно).

 

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе

В 2021 году Ульяновским УФАС России рассмотрено 26 дел по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе» (в 2020 году - 37), по которым принято 22 решения о признании нарушения рекламного законодательства, 4 дела прекращено по причине неподтверждения нарушения.  Выдано 5 предписаний об устранении нарушения законодательства о рекламе.  За 2021 год в управление поступило 148 заявлений о признаках нарушения рекламного законодательства, по 25 из которых (16,9% от общего количества) возбуждены дела (в 2020 году дела были возбуждены по 25,5% поступивших заявлений).

Таблица 4. Сравнение нарушений, допущенных при распространении рекламы, в 2020 и 2021 годах *

№№ пп

Выявленные нарушения

Федерального закона «О рекламе»

 

2020 год

 

2021 год

1

ст.5, ч.2 - недобросовестная реклама

5

4

2

ст.5, ч.3 - недостоверная реклама

8

5

3

ст.5, ч.4 - агрессивная реклама

0

1

4

ст.5, ч.5 - в рекламе не допускается

2

0

5

ст.5, ч.7 - отсутствие существенной информации в рекламе

4

5

6

ст.5, ч.11 - о соблюдении законодательства РФ

1

0

7

ст.7 - запрещенные к рекламе товары

6

0

8

ст.15, ч.2 - превышение объема рекламы в радиопрограммах

3

0

9

ст.18 - реклама по сетям электросвязи

6

12

10

ст.21, ч.1 - реклама алкогольной продукции

0

1

11

ст.21, ч.2.1 - реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 5%

0

1

12

ст.21, ч.3 - предупреждение о вреде потребления алкогольной продукции

0

1

13

ст.24, ч.1 - реклама лекарственных средств

2

1

14

ст.24, ч.7 - предупреждение в рекламе лек. средств, мед. изделий и мед. услуг

7

1

15

ст.27 - реклама рисковых игр, пари

1

0

16

ст.28, ч.1 - отсутствие наименования финансовой организации

3

7

17

ст.28, ч.2 - общие требования к рекламе финансовых услуг

0

1

18

ст.28, ч.3 - о предоставлении кредита

2

4

19

ст.28, ч.7 - обязательная информация о привлечении денежных средств в строительство

3

0

20

ст.28, ч.13 - реклама займов

0

1

21

ст.28, ч.14 - отсутствие разрешений на оказание финансовых услуг

1

2

 

ВСЕГО:

54

47

 

*в рамках одного рассмотренного дела может быть признано нарушение нескольких норм Федерального закона «О рекламе».

 

То есть наиболее часто допускаемыми нарушениями Федерального закона «О рекламе» в 2021 году являлись нарушения:

- ч. 3 ст. 5, согласно которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения (5 фактов);

- ч. 7 ст. 5, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (5 фактов);

- ст. 18, согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.  При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.  Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (12 фактов);

- ч. 1 ст. 28, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество) (7 фактов).

 

Административная ответственность за основные нарушения законодательства о рекламе установлена ст. 14.3 КоАП РФ, согласно которой:

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 7 000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 100 000 рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей.

5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей.

6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 300 000 до 800 000 рублей.

Согласно ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц - от 150 000 до 600 000 рублей.

Также в соответствии со ст. 19.31 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 2 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 20 000 до 200 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

В 2021 году Ульяновским УФАС России рассмотрено 24 дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ (в 2020 году было рассмотрено 34 дела).  По результатам рассмотрения дел в качестве административного наказания вынесено 12 предупреждений (в 2020 году было 20), 12 постановлений о назначении административного штрафа (в 2020 году было 14).  Общая сумма штрафов, назначенных по ст. 14.3 КоАП РФ, составила 533 000 руб., оплачено штрафов на общую сумму 520 000 руб. (в 2020 году - 312 000 руб. и 312 000 руб., соответственно).

 

Новое в законодательстве о рекламе Российской Федерации

 

С 01.07.2021 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1073 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы», которым утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы.  Ранее действовавшее Положение о государственном надзоре в сфере рекламы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1838, утратило силу.

С 25.08.2021 вступили в силу изменения в статью 19 Федерального закона «О рекламе».  Согласно части 3.2 статьи 19 Федерального закона распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается (изменение введено Федеральным законом от 26.05.2021 № 150-ФЗ).  Применение данной нормы закона подробно разъяснено в письме ФАС России № КТ/93622/21 от 02.11.2021.

С 10.01.2022 вступили в силу изменения, касающиеся рекламы алкогольной продукции (изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2021 № 487-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и статью 21 Федерального закона «О рекламе»): к примеру, в статье 21 Федерального закона «О рекламе» слова «игристое вино (шампанское)» заменены словами «крепленое вино и игристое вино».

Согласно частям 8 и 9 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» допускаются размещение, распространение рекламы вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.  Положения настоящей статьи в отношении рекламы вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, применяются также в отношении рекламы вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза из выращенного на территориях соответствующих государств - членов Евразийского экономического союза винограда, при условии подтверждения места произрастания такого винограда в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза.

Приведенное положение части 9 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» рассматривается как норма, направленная на обеспечение равных условий размещения рекламы вина и игристого вина (шампанского), производимых в государствах - членах Евразийского экономического союза (далее - Союз), при этом не предполагает наличие в обязательном порядке отдельного акта Союза, определяющего место произрастания винограда для целей размещения рекламы.

Действующие нормы права Союза предусматривают ряд механизмов, которые могут быть использованы в целях подтверждения места произрастания винограда.  Соответственно при размещении рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенного в государствах - членах Союза, хозяйствующему субъекту необходимо будет представить дополнительные сведения (документы), подтверждающие факт производства вина из винограда, выращенного на территории Союза.

 

Контроль антимонопольного законодательства на финансовых рынках

Ульяновское УФАС России обращает внимание на то, что вопросы разрешения споров, связанных с исполнением договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), заключенных с гражданами, в том числе в части выплат по ним, не входят в полномочия антимонопольных органов Российской Федерации.  Вместе с тем, индивидуальные действия страховых организаций, выразившиеся в навязывании дополнительных услуг, в том числе услуг по страхованию при оформлении полисов ОСАГО, а также в отказе от заключения договоров ОСАГО, антимонопольные органы могут рассматривать на предмет наличия нарушений ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением).  Сфера применения ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» была уточнена Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем, данная статья закона в настоящее время (с 05.01.2016) предусматривает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.  Следовательно, действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, связанные с ущемлением интересов потребителей - конкретных физических лиц (граждан), круг которых может быть определен, в том числе действующих клиентов таких хозяйствующих субъектов, не могут рассматриваться антимонопольными органами в качестве нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Наверх