Доклад по вопросу правоприменительной практики Ульяновского УФАС России (1 полугодие 2023 года)
28 сентября 2023, 14:51
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

ПО ВОПРОСУ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

УЛЬЯНОВСКОГО УФАС РОССИИ

(1 полугодие 2023 года)

 

Сотрудники управления на высоком профессиональном уровне продолжают принимать качественные решения, законность которых подтверждается в судах всех инстанций. Так, за отчетный период 2022 года 91% всех судебных решений принято в пользу Ульяновского УФАС России (для сравнения, в 2021 году этот показатель составлял – свыше 85%). По ведению РНП и 223-ФЗ показатель выигрыша в судах (2020 – 2022 г.г.) составляет 100% в пользу УФАС.

В то же время, стоит помнить о том, что Правительством Российской Федерации для ФАС России установлен ключевой показатель эффективности работы в судах в 80%.

 

Раздел 1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

 

Таблица 1. Нарушения антимонопольного законодательства (135-ФЗ)

 

Наименование показателя

1 полугодие 2022 года

1 полугодие 2023 года

Динамика

Рассмотрено заявлений

163 (+123 )

105 (+51)

-44,3%

Рассмотрено дел

14

14

 

Рассмотрено жалоб по 18.1 (без 223-ФЗ)

7

17

142,9%

Выявлено нарушений (без 18.1), из них:

16

15

-6,2%

в действиях органов власти

11

6

-45,4%

в действиях хозяйствующих субъектов

5

9

80,0%

Общая сумма наложенных штрафов (тыс. руб.)

157

407

159,2%

Общая сумма оплаченных штрафов (тыс. руб.)

93

919

888,2%

 

 

Суд кассационной инстанции поставил точку в деле об антиконкурентном соглашении при уборке снега

 

Дело № 073/01/16-144/2021

Судебное дело № А72-13864/2021

Арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань) вынес постановление 13.06.2023, которым признал законность решения Ульяновского УФАС России об антиконкурентном соглашении при организации работ по уборке снега

 

Признаки нарушения антимонопольного законодательства установило региональное Управление ФСБ и направило материалы в антимонопольный орган.

Установлено, что Управление дорожного хозяйства и транспорта г. Ульяновска (далее – УДХТ г. Ульяновска) поручило МБУ «Дорремстрой» организовать электронный аукцион на оказание транспортных услуг по загрузке и перевозке снежных масс до мест складирования и очистке тротуаров от снега и льда механической щёткой и плугом на тракторе. Однако дорожная техника ООО «Альфатрансстрой» начала работу по уборке снега с городских улиц до проведения соответствующего аукциона и заключения контракта.

УДХТ г. Ульяновска пообещало ООО «Альфатрансстрой» победу на вышеуказанных торгах, если общество начнет проведение работ заранее. Иных потенциальных претендентов представители УДХТ г. Ульяновска обзвонили с просьбой не подавать ценовое предложение. В результате ценовое предложение ООО «Альфатрансстрой» явилось единственным на торгах (начальная (максимальная) цена была снижена участником всего на 100 тыс. рублей до 19,9 млн рублей), и общество стало победителем.

Ульяновское УФАС России признало действия УДХТ г. Ульяновска, МБУ «Дорремстрой» и ООО «Альфатрансстрой» нарушением п. 4 ст. 16 Закона «О защите конкуренции». Указанные лица заключили и реализовали антиконкурентное соглашение, создав преимущественные условия для конкретного хоз.субъекта – ООО «Альфатрансстрой».

Не согласившись с решением антимонопольного органа, нарушители обжаловали его в судебном порядке. На данный момент законность решения Ульяновского УФАС России подтверждена судами трех инстанций.

Нарушители были привлечены Ульяновским УФАС России к административной ответственности – ООО «Альфатрансстрой» и МБУ «Дорремстрой» получили штрафы на общую сумму 200 000 рублей. Кроме того, Ленинский районный суд привлек должностное лицо УДХТ г. Ульяновска к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 286 УК РФ, назначив штраф в размере 50 000 рублей (приговор от 28.06.2021).

 

Ульяновское УФАС России выявило очередное антиконкурентное соглашение

 

Дело № 073/01/16-90/2023

Договоренность была достигнута при проведении капитального ремонта школы в Радищевском районе в рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Современная школа»

 

Ульяновским УФАС России по итогам анализа материалов о нарушении должностным лицом МБОУ «Октябрьская средняя школа» Кодекса об административных правонарушениях при заключении дополнительных соглашений к муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту школы было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела комиссией управления было установлено, что в феврале 2022 года заказчиком (МБОУ «Октябрьская средняя школа») проведена закупка с целью выбора подрядчика на выполнение работ по капитальному ремонту Октябрьской средней школы. Из четырех заявок, поступивших на конкурс, был выбран победитель, которым стало ООО «Тандем». С победителем был заключен муниципальный контракт на сумму 32,4 млн рублей. Сроки выполнения работ были установлены с 1 мая 2022 года по 15 августа 2022 года.

Согласно заключенному контракту общество должно было провести ремонт стен, полов и перегородок, выполнить отделочные работы, отремонтировать кровлю, фасад и входы, а также инженерные коммуникации (отопление, вентиляцию, водопровод и т.д.).

Вместо выполнения данных работ общество несколько раз направляло заказчику письма о необходимости увеличения объема работ из-за несоответствия проектной и сметной документации, о включении в контракт дополнительных работ по благоустройству и ограждению территории. Все дополнения были согласованы районной администрацией. При этом сумма контракта выросла на 30 млн рублей и достигла 72 млн рублей, а срок исполнения контракта увеличился на несколько месяцев.

Комиссия Ульяновского УФАС России пришла к выводу, что МБОУ «Октябрьская средняя школа», ООО «Тандем» и Администрацией МО «Радищевский район» Ульяновской области было достигнуто соглашение, выразившееся во включении в заключенный ранее контракт без проведения конкурентных процедур работ, не связанных с капитальным ремонтом школы. Выявленное антиконкурентное соглашение ограничивает конкуренцию на рынках строительных работ и работ по благоустройству.

Материалы о признаках нарушения поступили в Ульяновское УФАС России из Прокуратуры Радищевского района.

В действиях что МБОУ «Октябрьская средняя школа», ООО «Тандем» и Администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области признано нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушители будут привлечены к административной ответственности, а решение передано в правоохранительные органы.

 

Ульяновское УФАС восстановило права жителей МКД на получение коммунальных услуг

 

Дело № 073/01/10-46/2023

Ведомство пришло к выводу, что действия УМУП «Ульяновскводоканал» ущемляли интересы жителей нескольких многоквартирных домов

 

В антимонопольное управление обратилась управляющая компания ООО «Ресурс», сообщив о незаконных, по мнению заявителя, действиях УМУП «Ульяновскводоканал» в отношении жителей нескольких многоквартирных домов города Ульяновска. Предприятие не выполняло условия договоров, заключенных с заявителем по обеспечению холодным водоснабжением и водоотведением с целью предоставления коммунальных услуг собственникам МКД.

Ульяновское УФАС России установило, что УМУП «Ульяновскводоканал» препятствовало деятельности управляющей компании. При возникновении аварийной ситуации предприятие не среагировало на заявки о перекрытии запорного устройства, что было необходимо для проведения ремонтных работ в зоне ответственности ООО «Ресурс».

В соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами №416* у УМУП «Ульяновскводоканал» при поступлении сигнала от управляющей компании об аварийной ситуации, возникла обязанность в оказании помощи при проведении ремонтных работ, т.к. управляющая компания не могла провести ремонт самостоятельно без перекрытия запорного устройства. Неисполнение требований Правил 416 привело к ущемлению интересов жителей МКД, в которых произошла аварийная ситуация.

Комиссия Ульяновского УФАС России признала действия УМУП «Ульяновскводоканал» нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции». На устранение нарушения выдано предписание. Также должностным лицом антимонопольного управления будет рассмотрен вопрос о привлечении нарушителя к административной ответственности.

 

* п.14 Постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»

 

Ресурсоснабжающая компания сделала перерасчет для потребителей

 

Дело № 073/01/10-262/2023

Ульяновское УФАС России пресекло нарушение антимонопольного законодательства в действиях ООО «Альфаресурс» при выставлении платежек на отопление и горячее водоснабжение

 

В Ульяновское УФАС России поступил ряд обращений от органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, а также материалы из Прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска. Все заявления содержали в себе информацию о том, что ООО «Альфаресурс» планирует повысить или уже повысило для потребителей тариф на тепловую энергию, увеличив стоимость 1 Гкал с 2084,09 руб. до 3 547,67 руб.

По результатам рассмотрения обращений Ульяновским УФАС России возбуждено антимонопольное дело, в ходе которого было установлено, что ООО «Альфаресурс» нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования. Это выразилось в установлении ЕТО (единой теплоснабжающей организацией – ООО «Альфаресурс») с декабря 2022 года завышенного тарифа на тепловую энергию для ряда потребителей. Темп прироста величины тарифа составил 70,2%.

Пока рассматривалось антимонопольное дело, по инициативе ООО «Альфаресурс» в отношении потребителей, которые оплачивали услуги по завышенным счетам и являются абонентами ООО «РИЦ-Ульяновск», был произведен перерасчет.

Комиссия Ульяновского УФАС России признала в действиях ООО «Альфаресурс» нарушение Закона «О защите конкуренции»* и выдала обществу предписание о необходимости отзыва выставленных товарных накладных со стоимостью 1 Гкал в размере 3547,67 руб. для тех потребителей, перерасчет которым сделан не был.

____

* ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

Раздел 2. Контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе

Таблица 2. Нарушения законодательства о контрактной системе (44-ФЗ)

 

 

 

1 полугодие 2022 года

1 полугодие 2023 года

Поступило жалоб,

из них

123

135

признаны обоснованными (частично обоснованными)

16 / (13%)

36 / (26,7%)

Рассмотрено обращений по включению в реестр недобросовестных поставщиков, из них

91

85

Включено в реестр

27

25

Меры административной ответственности:

Возбуждено дел

142

102

Сумма наложенного штрафа (тыс. руб.)

1 211,3

270,0*

Сумма уплаченного штрафа (с учетом постановлений, выданных в прошлых периодах) (тыс. руб.)

1 258,7

143,6*

 

*Снижение суммы наложенных и взысканных штрафных санкций связано с введением института предупреждений: возможностью оплаты 50% от суммы штрафа, а также, заменой административного штрафа на предупреждении впервые совершенное административное правонарушение.

 

Таблица 3. Количество жалоб по уровням заказчиков

 

 

ВСЕГО

Федеральные

Региональные

Муниципальные

 

Поступило жалоб

135

26

19,3%

73

54,1%

36

26,7%

               

 

Таблица 4. Сравнительная таблица рассмотрения дел об административных правонарушениях (44-ФЗ)

 

 

1 полугодие 2022 года

1 полугодие 2023 года

Всего вынесено постановлений, из них:

142

102

на основании постановлений

органов прокуратуры

54

64

Выдано предупреждений

45

77

Постановлений о наложении штрафа

74

13

Сумма постановлений о наложении штрафа, тыс. руб.

1 211,3

270,0

Прекращено дел, из них:

23

12

в связи с малозначительностью правонарушения (у/з)

9

2

 

Ульяновское УФАС пресекло нарушение в закупке на 499,9 млн рублей

 

Дело № 073/06/106-142/2023

В действиях заказчика установлены нарушения при формировании описания объекта закупки на ремонт автомобильных дорог города Ульяновска

 

Комиссией Ульяновского УФАС России рассмотрена и признана обоснованной жалоба ООО «Ульяновсктрансстрой» на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме*:

- объект закупки – «Ремонт автомобильных дорог города Ульяновска»;

- заказчик – Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска;

- начальная (максимальная) цена контракта – 499,9 млн руб.

В ходе рассмотрения дела специалистами управления установлено, что заказчик, в нарушение требований законодательства о контрактной системе**, объединил в одну закупку работы по ремонту, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог города Ульяновска.

Заказчику выдано предписание о необходимости внесения изменений в извещение и продления срока приема заявок на участие в конкурсе.

Материалы дела будут переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Справочно

* № 0168500000623000724;

** ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

Ульяновское УФАС России пресекло нарушения в закупке на строительство склада в ПОЭЗ за 934 млн рублей

 

Дело № 073/06/106-403/2023

По предписанию УФАС итоги закупки были отменены, а заявки рассмотрены повторно

 

В Ульяновское УФАС России поступили жалобы ООО «ЦХД Инжиниринг» и ООО «СПК-Инжиниринг» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса на выполнение работ по проектированию и строительству Производственно-складского здания портовой особой экономической зоны (далее – ПОЭЗ) в Чердаклинском районе за 934 млн рублей*. Заказчик – ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик».

Победителем закупки признано ООО «СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ». По мнению заявителей, комиссия по осуществлению закупок незаконно признала данного участника победителем.

Комиссия Ульяновского УФАС России установила, что ООО «СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ» для получения максимального количества баллов и обеспечения победы в закупке предоставил заказчику недостоверную информацию об опыте выполнения работ на сумму 11 млрд. рублей.

Следовательно, при рассмотрении заявок комиссия по осуществлению закупок нарушила требования Закона о контрактной системе**, признав победителем участника, предоставившего недостоверную информацию.

30 июня 2023 года Ульяновское УФАС России признало жалобы обоснованными. Комиссии по осуществлению закупок выдано предписание отменить результаты закупки и пересмотреть заявки участников в соответствии с требованиями закона. Также будет рассмотрен вопрос о возбуждении административных дел.

3 июля 2023 года предписание Ульяновского УФАС России исполнено. Заявки были пересмотрены и определен победитель, а цена контракта снижена до 929,3 млн рублей.

___

* № закупки в ЕИС 0168500000623002268;

** п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

Суд апелляционной инстанции подтвердил законность решения Ульяновского УФАС России

 

Дело № РНП-73-97 (2022 год)

Судебное дело № А72-14884/2022

Речь идет о решении Ульяновского УФАС России об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) сведений в отношении ООО «ВЕНЭЛТЕХ»

 

Напомним, обращение о включении сведений в отношении ООО «ВЕНЭЛТЕХ» в РНП поступило от ОГКП «Ульяновский областной водоканал». Заказчик расторг контракт с победителем в одностороннем порядке.

Общество должно было поставить заказчику трубы мультиклин, но исполнению контракта препятствовали действия третьих лиц: группа компаний, являющаяся производителем и поставщиком трубной продукции мультиклин, отказывала ООО «ВЕНЭЛТЕХ» в поставке требуемых образцов. Заказать поставку образцов у других компаний не представлялось возможным.

Ульяновское УФАС России встало на защиту интересов общества. По итогам рассмотрения обращения комиссия управления приняла решение сведения в отношении ООО «ВЕНЭЛТЕХ» в РНП не включать, т.к. обществом предпринимались все возможные меры для исполнения контракта.

Заказчик с решением антимонопольного органа не согласился и обжаловал его в судебном порядке. На сегодняшний день суды двух инстанций - Арбитражный суд Ульяновской области и Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) признали законность принятого Ульяновским УФАС России решения.

Начало формы

 

Начало формы

Раздел 3. Контроль за рекламным законодательством и недобросовестной конкуренцией

 

Реклама неаполитанской пиццы признана ненадлежащей

 

Распространение ненадлежащей рекламы было прекращено после вмешательства антимонопольного органа

 

Дело возбуждено Ульяновским УФАС России по собственной инициативе. Специалистами управления установлено размещение на билборде в г. Димитровграде рекламы доставки пиццы.

Реклама знакомит потенциальных покупателей с описанием товара, но не содержит в себе никакой информации о его продавце.

Установлено, что деятельность пиццерии и доставку пиццы осуществляет индивидуальный предприниматель. Он же является рекламодателем и рекламораспространителем.

Кроме того, в рекламе используется графическое изображение, сходное с зарегистрированными ранее товарными знаками компании из Санкт-Петербурга.

Комиссия Ульяновского УФАС России признала рекламу доставки пиццы ненадлежащей, нарушающей нормы Федерального закона «О рекламе».* Распространение рекламы было прекращено в ходе рассмотрения дела, поэтому необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Ульяновское УФАС России обращает внимание представителей бизнеса на необходимость проверки обозначений, планируемых к использованию в предпринимательской деятельности, в том числе в рекламе, на их принадлежность к ранее зарегистрированным товарным знакам. Эту информацию можно проверить в Реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ, размещенном на официальном сайте ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности».

_____

* нарушение ст. 8 – при дистанционной продаже товара должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

нарушение ч. 11 ст. 5 – при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

 

Ульяновское УФАС признало ненадлежащей рекламу, распространяемую на одном из информационных порталов города

 

Комиссия управления завершила рассмотрение сразу двух дел, установив нарушения Федерального закона «О рекламе»

 

В Ульяновское УФАС России с заявлением обратилась Прокуратура Ульяновской области. В заявлении было указано о распространении в сети «Интернет» на одном из ульяновских информационных порталов публикации рекламного характера без соответствующей пометки.

Статья на информационном портале содержала рекламу услуг конкретной юридической фирмы, но пометка «реклама» при этом отсутствовала.

Также специалистами управления был установлен факт размещения на информационном портале статьи рекламного характера с описанием услуг аквапарка. Пометка «реклама» в данном случае также отсутствовала.

В приведенных ситуациях статьи были направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц, описывая услуги конкретных субъектов и формируя интерес к конкретному товару, и являлись рекламой.

Комиссия Ульяновского УФАС России признала рекламу юридических услуг и рекламу аквапарка ненадлежащей, нарушающей требования Федерального закона «О рекламе»*. Предписания не выданы, т.к. распространение рекламы было прекращено в ходе рассмотрения дел.

___

* ч. 16 ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

 

Наверх