Доклад по вопросу правоприменительной практики Ульяновского УФАС России (2022 год)
08 февраля 2023, 14:59
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

ПО ВОПРОСУ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

УЛЬЯНОВСКОГО УФАС РОССИИ

(2022 год)

 

В 2022 году реализован ряд временных мер, снижающих административную нагрузку на бизнес. В их числе:

- упрощен контроль сделок экономической концентрации. Если суммарная стоимость активов компании составляет от 800 млн рублей до 2 млрд рублей, сделка может быть совершена без согласования с ФАС, но с последующим уведомлением службы;

- изменился порядок предоставления преференций предпринимателям. Теперь вместо согласования с ФАС органам власти в ряде случаев достаточно уведомить службу о предоставлении преференций;

- снижен размер платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также продлен срок действия договоров и разрешений на один год без проведения торгов.

 

В 2022 году, так же, как и в 2021 году, Ульяновским УФАС России не проводились плановые проверки бизнеса и органов власти. В 2023 году плановые проверки также проводиться не будут.

Количество заявлений, обращений граждан и юридических лиц остается примерно на одном уровне. Свыше 1 000 материалов поступило в Ульяновское УФАС России в 2022 году.

 

Раздел 1. Контроль соблюдения антимонопольного законодательства

 

I. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

Об итогах работы в сфере контроля за антимонопольным законодательством

 

1. О нарушениях антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами

1. В 2022 году рассмотрено 180 заявления по статьям 10-11 Закона «О защите конкуренции. По итогам рассмотрения выдано 4 предупреждения, все исполнены. Кроме того, до выдачи предупреждения лицами, в отношении которых поступило заявление, устранено 3 нарушения.

Общее количество выявленных нарушений в действиях хозяйствующих субъектов (с учетом также статей 17, 17.1 Закона) – 15.

 

Таблица 1. Нарушения антимонопольного законодательства (135-ФЗ)

Наименование показателя

2021 год

2022 год

Темп прироста 2022 г. к 2021 г., %

Рассмотрено заявлений

224

(+124 ОГ)

265

(+165 ОГ)

18%

Рассмотрено дел

20

30

50%

Рассмотрено жалоб по 18.1 (без 223-ФЗ)

24

19

-21%

Выявлено нарушений

(без ст. 18.1), из них:

50

32

-36%

-в действиях органов власти

31

27

-13%

- в действиях хозяйствующих субъектов

19

15

-21%

Общая сумма наложенных штрафов, тыс. руб.

2464,3

2049,0

-17%

Общая сумма оплаченных штрафов, тыс. руб.

4827,0

2754,0

-42,9%

 

В 2021 году Ульяновским УФАС России рассмотрено дело в отношении ООО «Инзенские электрические сети» по факту препятствования поступлению и перетоку электрической энергии в сетях ООО «ИНЗА СЕРВИС» в городе Инза, что является   нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», аналогичное ранее рассмотренному в 2021 году делу в отношении АО «Ульяновская сетевая компания» по заявлению ООО "Энергомодуль"  в отношении АО "Ульяновская сетевая компания". Действия акционерного общества по угрозе вывода из эксплуатации энергосетевого оборудования признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".

ООО «ИНЗА СЕРВИС» владеет объектами электросетевого хозяйства, расположенными в г. Инза, сначала на основании договора аренды от 30.10.2018 №127-АС, заключенного с ООО «ИРЭС» (срок действия в первоначальной редакции с момента передачи имущества до 31.12.2024; часть объектов возвращена по дополнительному соглашению от 01.04.2019; договор расторгнут дополнительным соглашением  от 28.06.2019 с 01.07.2019). После расторжения данного договора аренды в связи с заключением договоров купли-продажи ООО «ИРЭС» с ООО «ИНЗА Сервис» и ООО «Электросеть» часть спорного имущества ООО «ИНЗА Сервис» приобрело  на основании договоров купли-продажи, заключенных с ООО «ИРЭС» в период с 12.03.2019 по 28.06.2019, а частью владело на основании договора аренды с ООО «ЭлектроСеть» от 01.08.2019 № 161-АС.

ООО «ИЭС» в г. Инза за период с 21.05.2020 по 12.10.2020 было выведено из строя 50 трансформаторных подстанций, принадлежащих ООО «ИНЗА СЕРВИС», путем их отключе-ния от сети напряжением 10 кВ и отключения присоединенных к ним ЛЭП 0,4 кВ.

ООО «ИЭС» в соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, как смежная сетевая организация не вправе препят-ствовать передаче электрической энергии через сети ООО «ИНЗА СЕРВИС».

В нарушение указанных выше норм, ООО «ИЭС» препятствует поступлению электри-ческой энергии в энергопринимающие устройства путем вывода из строя оборудования по-средством внешнего и внутреннего вмешательства в его работу (изменение внешней схемы энергоснабжения г. Инза).

В материалах судебного дела № А72-5427/2020 установлено, что Администрация МО «Инзенский район» изменение внешней схемы энергоснабжения не согласовывала.

ООО «ЭнергопромГрупп» и ООО «ИЭС» не представило доказательств, подтвержда-ющих право на изменение внешней схемы электроснабжения г. Инзы сетевой компанией, при доказанности у ООО «ИНЗА СЕРВИС» права на обеспечение хозяйственной деятельно-сти, при этом действия ООО «ИЭС» по отключению трансформаторных подстанций в пери-од 2020 года, принадлежащих ООО «ИНЗА СЕРВИС», и изменению схемы энергоснабжения подтверждены актами осмотра с участием органов публичного образования.

ООО «Инзенские электрические сети» и ООО «ЭнергопромГрупп» входят в группу лиц на основании пункта 8 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции».

Действиями ООО «ИЭС» по самовольному изменению схемы энергоснабжения г. Ин-зы нарушаются права потребителей г. Инзы, поскольку они имеют право бесперебойно полу-чать электрическую энергию по договорам энергоснабжения, заключенным с АО «Ульянов-скэнерго».

Следствием противоправных действий ООО «ИЭС» является невозможность для ООО «ИНЗА СЕРВИС» осуществлять основной вид хозяйственной деятельности и извлекать из этого прибыль.

Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяй-ства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электриче-ской энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объ-ектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного закон-ного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установ-ленные законодательством РФ сроки обязаны предоставить или составить документы, под-тверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принад-лежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объек-тов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объек-тов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осу-ществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организа-ции) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электро-энергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственно-сти объектах электросетевого хозяйства.

В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постанов-лением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электри-ческим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату

Соответственно, действия ООО «Инзенские электрические сети» были признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке, обществу выдано предписание. В настоящее время решение и предписание оспорены в Арбитражный суд Ульяновской области, который решением от 23.01.2023 отказал в удовлетворении требований заявителя о признании решения незаконным.

2. В части контроля за соблюдением законодательства о технологическом присоединении интересным является дело  в отношении  должностного лица ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», в отношении которого вынесено постановление по результатам анализа действий общества в ситуации,   возникшей при технологическом присоединении объектов, заявление по которым подано в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, но исполнялось после вступления в силу   Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547.

Было установлено, что заявитель подал заявление о возврате платы за технологическое присоединение в соответствии с пунктом 125 новых Правил. При этом было установлено, что объект заявителя находится на территории СНТ. Особенностей технологического присоединения подобных объектов в Правила 1314 не содержалось и в ранее выданных ТУ ГРО обязалось подключить объект заявителя по общим правилам.

Правила подключения, вступившие в силу 18.10.2021, в отношении заключенных договоров на подключение в соответствии с  Правилами № 1314 урегулировали только вопрос возврата уплаченных денежных средств. Соответственно, применению подлежат общие нормы  законодательства в части распространения и (или) нераспространения на ранее возникшие правоотношения.  Согласно статье 4 ГК РФ  действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.  По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Согласно статье 422 ГК РФ  договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Таким образом, ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» обязано было исполнить договор от 19.05.2021 в соответствии со взятыми на себя обязательствами с учетом указания в пункте 5 дополнительного соглашения от 18.11.2021, что  иные положения договора о подключении от 19.05.2021, не затронутые настоящим дополнительным соглашением (которым введена бесплатность подкючения), остаются неизменными и обязательными для Сторон.

2.О нарушениях антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления Ульяновской области.

В 2022 году рассмотрено 79 заявлений на действия органов местного самоуправления и государственной власти (в 2021 – 71), по результатам выдано 14 предупреждений и возбуждено 17 дел по статям 15-17.1 Закона. Еще 2 нарушения устранено органами власти до получения предупреждения управления при рассмотрении заявления.

В частности, на основании предупреждений Ульяновского УФАС России уполномоченными органами неоднократно вносились изменения в нормативные акты, содержащие признаки ограничения конкуренции.

В качестве примеров серьезных нарушений необходимо привести следующее:

1. В связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации города Ульяновска, выразившихся в наличии в Документе планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «город Ульяновск» на период 2016-2022 годов, в редакции постановления администрации города Ульяновска от 30.06.2022 №898, положений, нарушающих антимонопольное законодательство, а именно:

Согласно статье 18 Федерального закона  от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также – закон №220-ФЗ) изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок (ч.1).

Согласно части 1.1 указанной статьи решение об изменении вида регулярных перевозок принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока, на который предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, и вступает в силу по окончании данного срока, если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано такое свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок.

Документ планирования в городе Ульяновске утвержден Постановлением администрации г. Ульяновска от 29.12.2016 N 3478 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования "Город Ульяновск" на период 2016 - 2022 годов".

Документ планирования в редакции до 06.07.2022 предусматривал, что маршруты:

 №4, 10, 28, 26с, 38, 68 являются муниципальными маршрутами регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (пункт 3.3 в ред. от 07.07.2021 № 978).

Постановлением администрации г. Ульяновска от 30.06.2022 №898 в указанный документ планирования внесены изменения, согласно которым срок изменения вида регулярных перевозок по муниципальным маршрутам №№ 4, 10, 28, 38, 68 с нерегулируемого тарифа на регулируемый установлен декабрь 2022 года. Для маршрута № 26с срок изменения вида регулярных перевозок установлен июль 2022 года.

Кроме того, для маршрутов № 46, 91, 92 срок изменения вида регулярных перевозок по муниципальным маршрутам изменен на июль 2022 года (пункт 2.1).

Указанное постановление вступило в силу на следующий день после дня официального опубликования в газете «Ульяновск сегодня». Публикация постановления осуществлена в газете 05.07.2022. Соответственно, в силу вступило данное постановление 06.07.2022.

Таким образом, уведомление лиц, осуществлявших перевозки по маршрутам № 4, 10, 28, 38, 68, 26с, 46, 91, 92 на основании свидетельств должно было быть осуществлено начиная с 06.07.2022. Однако срок между 06.07.2022 и 31.12.2022 составляет 177 дней, между 06.07.2022 и 31.07.2022 составляет 25 дней.

При этом, срок действия выданных перевозчикам свидетельств на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок №№ 4, 10, 28, 68, 38 не истекает 31.12.2022, по маршрутам №№ 46, 91, 92 истекает не 31.07.2022, а в период с 06.08.2023 по 29.12.2028. :

Утверждение Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «город Ульяновск» на период 2016-2022 годов в редакции постановления от 30.06.2022 №898 привело к нарушению прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по перевозкам на маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории города Ульяновска, имеющих действующие свидетельства на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Таким образом, утверждение Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «город Ульяновск» на период 2016-2022 годов, в редакции постановления администрации от 30.06.2022 №898, содержит в себе признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного Ульяновское УФАС России выдало предупреждение Администрации г. Ульяновска о прекращении нарушения  путем приведения Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «город Ульяновск» на период 2016-2022 годов, действующего в редакции постановления администрации города Ульяновска от 30.06.2022 №898, в соответствие с антимонопольным законодательством путем отмены или внесения в него изменений, в срок до 26.10.2022.   На основании ходатайства Администрации срок исполнения продлен до 25.12.2022.

2. Интересным является предупреждение, выданное Администрации г. Ульяновска в связи с наличием в действиях, выразившихся в утверждении тарифа на услугу использования одной опоры воздушной линии электропередач под размещение (подвеску) одного волоконно-оптического кабеля или самонесущего изолированного провода без учета требований Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 N 1284, признаков нарушения ч.1 ст. 15 Федерльного закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции»,

а именно:

В Ульяновское УФАС России поступили заявления ООО «Телеком.ру» от 26.04.2022 №216 (вх. от 27.04.2022 №2753), в том числе из ФАС России от 26.04.2022 №217 (вх. от 23.05.2022 №3248), ПАО «МТС» от 22.07.2022 б/н (вх. №4547) на незаконные действия МУП «УльГЭС», Администрации города Ульяновска, выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на использование одной опоры воздушной линии электропередачи под размещение (подвес) одного волоконно-оптического кабеля и необоснованном компенсации МУП «УльГЭС» за счет пользователей инфраструктуры для размещения сетей электросвязи амортизационных отчислений, отчислений на оплату налога на имущества и прочих налогов, расходов на объект инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности владельца инфраструктуры.

При рассмотрении заявлений установлено, что МУП «УльГЭС» заключены договоры на возмездное использование линий наружного освещения с ООО «Телеком.ру», на использование опор воздушной линии уличного освещения с ПАО «МТС», на возмездное использование опор воздушных линий электропередач с ООО «Телеком.ру», ПАО «МТС».

Предметами договоров являются предоставление МУП «УльГЭС» в пользование ООО «Телеком.ру», ПАО «МТС» опор воздушной линии наружного освещения, электропередачи (далее именуемые – Объекты), расположенных в г. Ульяновск. Размещение волоконно-оптического кабеля (далее – ВОК) на опоре воздушной лини согласно проекта производится ООО «Телеком.ру», ПАО «МТС» за свой счет при условии соблюдения установленных правил и норм эксплуатации указанных объектов. Размер платы (тариф) за пользование одной опоры наружного освещения, электропередачи (в расчете на месяц) определяется в соответствии с постановлением администрации г. Ульяновска.

Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска при расчете тарифа на использование опоры учитывало не стоимость подвеса того или иного оператора, а расходы по годовому содержанию опоры. В связи с использованием МУП «УльГЭС» опор как по основному виду деятельности, так и совместно с провайдерами, один подвес должен был возместить половину стоимости содержания опоры. Если на опоре размещено более 1 кабеля, то тариф должен распределяться пропорционально количеству подвесов.

При этом, МУП «УльГЭС» тариф применялся на один подвес, так как из названия услуги «Использование опоры воздушной линии электропередач под размещение (подвеску) одного волоконно-оптического кабеля или одного самонесущего изолированного провода» (п.7 приложения к постановлению администрации города Ульяновска от 29.11.2021 № 1838) следует, что тариф установлен на использование опоры для размещения (подвеса) одного волоконно-оптического кабеля или одного самонесущего изолированного провода. О распределении утвержденного тарифа пропорционально количеству подвесов при размещении более 1 кабеля в постановлении не отражено.

МУП «УльГЭС» инвентаризация опор с целью установления среднего использования опоры по количеству подвесов не проводилась. Информация о количестве подвесов по каждой опоре отсутствует. Среднее количество подвесов МУП «УльГЭС» рассчитано исходя из заключенных договоров с операторами связи. Установлено, что провайдеры осуществляют самовольный подвес ВОК и используют опоры для размещения сетей связи. Согласно представленным МУП «УльГЭС» фотографиям опор, на одной опоре размещено до 6 подвесов без учета воздушной линии электропередач.

На основании изложенного выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем внесения изменений в постановление  администрации г. Ульяновска от 29.11.2021 № 1838 "Об установлении тарифов на предоставляемые услуги и выполняемые работы Муниципальным унитарным предприятием "Ульяновская городская электросеть" путем либо внесения изменений в формулировку наименования тарифа и указанием на то, что тариф установлен за предоставление одной опоры и плата за подвес изменяется пропорционально количеству подвесов на опоре, либо путем установления платы за один подвес с учетом общего планового объема оказываемых услуг по размещению подвесов всех видов на опорах МУП «УльГЭС» на соответствующий период регулирования.

Предупреждение исполнено, формулировка тарифа изменена таким образом, что тариф установлен за предоставление одной опоры и плата за подвес изменяется пропорционально количеству подвесов на опоре

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе

 

С 1 января 2022 года все жалобы по электронным процедурам закупок направляются через ЕИС. Эта мера позволит обеспечить прозрачность взаимодействия между заказчиком и поставщиком, защиту прав предпринимателей, а также повышение возможностей для контроля со стороны органов власти.

Специалисты Ульяновского УФАС России отмечают, что с введением универсальной предквалификации и порядка обжалования закупок через ЕИС существенно сократилось количество жалоб от так называемых «профессиональных жалобщиков» (от фирм-однодневок и физ. лиц, реально не участвующих в торгах) – примерно на 100 жалоб в год.

 

Таблица 2. Сравнительная таблица итогов работы Ульяновского УФАС России в сфере контроля закупок за 2021 и 2022 годы

 

Наименование показателя

2021 год

2022 год

Поступило жалоб, из них:

393

252

   возвращено, отозвано

62

64

   обоснованные

71

49

   необоснованные

260

139

Проведено проверок

20

7

Выдано предписаний

70

43

Возбуждено административных дел:

190

213

Вынесено постановлений о назначении штрафа

140

84

Сумма наложенного штрафа (тыс. руб.)

2461,0

1354,3

Вынесено постановлений о назначении предупреждения

3

98

Исполнено постановлений о наложении штрафа (с учетом постановлений, выданных в прошлых периодах)

123

102

Сумма уплаченного штрафа (с учетом постановлений, выданных в прошлых периодах) (тыс. руб.)

2125,0

1621,22

Рассмотрено обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), из них

184

202

Включено в РНП

66

49

 

Таблица 3. Количество жалоб по уровням заказчика

 

Наименование показателя

Федеральные заказчики

Заказчики субъекта

Муниципальные заказчики

Всего

Поступило жалоб, из них:

40

120

92

252

   признаны обоснованными (в т.ч. частично)

5

27

17

49

   необоснованные

29

63

47

139

   возвращено, отозвано

6

30

28

64

 

 

Примеры нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по закупкам в рамках национальных проектов)

 

1. Формирование описания объекта закупки и инструкции по заполнению заявки в виде, не соответствующем требованиям части 2 статьи 33 и пункта 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Национальный проект «Образование»: По результатам рассмотрения жалобы ООО «ЭЛЬФ-КОМП» (решение Ульяновского УФАС России от 02.06.2022 по делу № 073/06/106-317/2022) на действия ОГБПОУ «Ульяновский техникум железнодорожного транспорта» при проведении электронного аукциона № 0168500000622001759 (наименование объекта закупки – «Автоматизированное рабочее место», начальная (максимальная) цена контракта – 1 639 800,00 руб.) выявлено, что заказчиком при установлении в описании объекта закупки требований к значению показателя «Разрешение экрана» монитора одновременно использован знак («≥»), означающий согласно инструкции возможность указания множества вариантов конкретных значений данного показателя для товара, которые больше или равны установленному, и одновременно установлен запрет на указание иных значений, кроме установленного извещением («значение не изменяется»), при этом разрешение экрана монитора является конкретной характеристикой, которую при поставке товара невозможно указать в неопределенном значении или с использованием математических знаков.  Заказчику выдано предписание, которое исполнено.

 

2. Формирование описания объекта закупки с нарушением пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Национальный проект «Образование»: По результатам рассмотрения жалобы ООО «ГК» (решение Ульяновского УФАС России от 07.06.2022 по делу № 073/06/106-329/2022) на действия ОГКУО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91» при проведении электронного аукциона № 0168500000622002027 (наименование объекта закупки – «Шифр: 73-2022-нр5187. Оборудование для мастерской картонажно-переплетного дела в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», начальная (максимальная) цена контракта – 500 357,00 руб.) установлено, что товар «Округлитель углов», в связи со своими конструктивными особенностями и функционалом, не имеет таких характеристик как «Формат», «Ширина бига» и «Функция перфоратора», которые установлены заказчиком.  Поскольку допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результат определения поставщика, предписание не выдавалось.

 

3. Отсутствие в извещении об осуществлении закупки информации о сроке исполнения контракта и о сроках исполнения отдельных этапов контракта, в нарушение пункта 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Национальный проект «Образование»: Наименование объекта закупки – «Выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания по адресу: г. Ульяновск, ул. Корюкина, д. 4», заказчик – ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», начальная (максимальная) цена контракта - 7 194 865,12 руб.  По результатам рассмотрения жалоба ООО «КОНТРАКТ» признана обоснованной в части нарушения требований к содержанию извещения, жалоба ИП Кремешковой А.А. – необоснованной (решение от 28.07.2022 по делу № 073/06/106-400/2022).  Заказчиком в извещении не указана информация о сроке исполнения контракта и о сроках исполнения отдельных этапов контракта, так как соответствующий раздел извещения содержит следующую информацию о сроках исполнения контракта: «Дата начала исполнения контракта: 0 календарных дней с даты заключения контракта; Срок исполнения контракта: 0 календарных дней с даты начала исполнения контракта».  Поскольку допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результат определения поставщика, предписание не выдавалось.

 

4. Включение в описание объекта закупки требований, влекущих указание на конкретного производителя, - нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Национальный проект «Здравоохранение»: Электронный аукцион № 0168500000622003435 (наименование объекта закупки – «Томограф рентгеновский компьютерный с программным обеспечением и сопутствующим оборудованием для выполнения исследований сердца, головного мозга, конечностей, в том числе перфузии и КТ ангиографии», заказчик – ГУЗ «Барышская районная больница», начальная (максимальная) цена контракта – 53 700 000,00 руб.) (дела №№ 073/06/106-506/2022, 073/06/106-581/2022, 073/06/106-608/2022).

По результатам рассмотрения дела № 073/06/106-506/2022 по жалобам ООО «Реалсервис» и ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ» Комиссия Ульяновского УФАС России по контролю закупок признала жалобу ООО «Реалсервис» необоснованной, жалобу ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ» – обоснованной в части включения в описание объекта закупки требований, влекущих указание на конкретного производителя, и отсутствия обоснования использования характеристик, не предусмотренных законодательством о стандартизации и техническом регулировании, а в действиях заказчика – нарушение пунктов 1 и 2 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

13.10.2022 в Ульяновское УФАС России поступила повторная жалоба ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622003435, содержащая указание на то, что внесенные изменения не устранили нарушение в части включения в описание объекта закупки требований, влекущих указание на конкретного производителя.

По результатам рассмотрения дела № 073/06/106-581/2022 по жалобе ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ» указанная жалоба была признана обоснованной, в действиях заказчика были установлены нарушения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком снова не было представлено объективных доказательств, свидетельствующих о наличии не менее двух производителей, товар которых бы отвечал требованиям технического задания, кроме компьютерного томографа «NeuViz Prime», производитель – «Neusoft Medical Systems Co., Ltd».

Заказчику ГУЗ «Барышская районная больница» на основании решения по делу № 073/06/106-581/2022 было повторно выдано обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушений (предписание № 34 от 19.10.2022 по делу № 073/06/106-581/2022).

26.10.2022 в целях исполнения предписания Ульяновского УФАС России № 34 от 19.10.2022 по делу № 073/06/106-581/2022 ГУЗ «Барышская районная больница» в извещение № 0168500000622003435 были внесены изменения.  Предписание Ульяновского УФАС России № 34 от 19.10.2022 по делу № 073/06/106-581/2022 было исполнено в полном объеме, нарушения требований Закона о контрактной системе были устранены и заказчиком в описании объекта закупки были установлены только минимальные характеристики и требования к закупаемому медицинскому оборудованию, предусмотренные соответствующей позицией КТРУ 26.60.11.119-00000024 «Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела».

 

5. Включение в описание объекта закупки требований, влекущих указание на конкретного производителя, - нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закон о контрактной системе.

Национальный проект «Здравоохранение»: Электронный аукцион № 0168500000622003628 (наименование объекта закупки – «Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая», заказчик – ГУЗ «Новоспасская районная больница», начальная (максимальная) цена контракта – 65 500 000,00 руб.) (дела № 073/06/106-541/2022, № 073/06/106-601/2022).

По результатам рассмотрения дела № 073/06/106-541/2022 по жалобе ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ», которая была признана обоснованной в части включения в описание объекта закупки требований, влекущих указание на конкретного производителя, в действиях заказчика признано нарушение пунктов 1 и 2 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

25.10.2022 в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Группа компаний Альфа» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622003628, содержащая указание на то, что внесенные изменения не устранили нарушение в части включения в описание объекта закупки требований, влекущих указание на конкретного производителя.

По результатам рассмотрения дела № 073/06/106-601/2022 по жалобе ООО «Группа компаний Альфа» указанная жалоба была признана обоснованной, в действиях заказчика были установлены нарушения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком снова не было представлено объективных доказательств, свидетельствующих о наличии не менее двух производителей, товар которых бы отвечал требованиям технического задания, кроме оборудования производства «Philips».

ГУЗ «Новоспасская районная больница» на основании решения по делу № 073/06/106-601/2022 было повторно выдано обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушения (предписание № 36 от 31.10.2022 по делу № 073/06/106-601/2022).

08.11.2022 в целях исполнения предписания Ульяновского УФАС России № 36 от 31.10.2022 по делу № 073/06/106-601/2022 ГУЗ «Новоспасская районная больница» в извещение № 0168500000622003628 были внесены изменения.  Предписание Ульяновского УФАС России № 36 от 31.10.2022 по делу № 073/06/106-601/2022 было исполнено в полном объеме, нарушения требований Закона о контрактной системе были устранены.

Контракт заключен, материалы дел переданы в отдел товарных рынков Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях заказчика нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

6. Признание заявки не соответствующей требованиям извещения и законодательства по основаниям, не предусмотренным законодательством, что нарушает часть 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Национальный проект «Жилье и городская среда»: По результатам рассмотрения жалоб ООО «Симбирск-Строй-Консалт» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622003447 (наименование объекта закупки – «Выполнение работ по проектированию и строительству объекта «Строительство многоквартирного жилого дома в с. Тушна», заказчик – МУ Администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, начальная (максимальная) цена контракта – 96 513 455,15 руб.) и открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622003446 (наименование объекта закупки – «Выполнение работ по проектированию и строительству объекта «Строительство многоквартирного жилого дома в г. Сенгилей», заказчик – МУ Администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, начальная (максимальная) цена контракта – 189 531 777,56 руб.) (дела № 073/06/106-523/2022, № 073/06/106-524/2022) Ульяновским УФАС России было установлено, что комиссией по осуществлению закупок, в нарушение части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, заявки ООО «Симбирск-Строй-Консалт» признаны не соответствующими требованиям по причине предоставления недостоверных сведений в составе заявки относительно опыта участника.  Вместе с тем, комиссией по осуществлению закупок на рассмотрение жалоб не представлено доказательств (документов и сведений), подтверждающих факт предоставления недостоверных сведений.  Учитывая, что факт предоставления недостоверных сведений доказан не был, отклонение заявок было признано необоснованным.

 

7. Необоснованное признание заявок соответствующими, что нарушает пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Национальный проект «Жилье и городская среда»: По результатам рассмотрения жалоб АО «Гипростроймост» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622004238 (наименование объекта закупки – «Строительство автомобильной дороги по улице Автозаводская от дома №91 до ул. Шолмова д. 5А в Засвияжском районе г. Ульяновска», заказчик – МБУ «Стройзаказчик», начальная (максимальная) цена контракта – 256 683 726,45 руб.) в действиях комиссии по осуществлению закупок было признано нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе – необоснованное признание заявок соответствующими установленным на основании постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 дополнительным требованиям и допуск к участию в процедурах (дела №№ 073/06/106-662/2022, 073/06/106-695/2022, 073/06/106-719/2022).

 

 

Изменения, внесенные в законодательство о контрактной системе

 

Правила описания товаров

В некоторых закупках заказчики прописывают в извещении экологические требования к продукции – долю вторичного сырья, использованного при производстве товара (ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановление Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224).  Нововведение касается закупок следующих товаров:

  • изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения - туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения;
  • твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства - покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения;
  • мягкие покрытия - резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы;
  • контейнеры и урны для мусора;
  • удобрения органические, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей.

Конфликт интересов

44-ФЗ обязывает заказчика предотвращать конфликт интересов при проведении закупок.  Поправки к закону закрепили условие об отсутствии конфликта в обязательных единых требованиях к участникам закупок (внесены Федеральным законом от 11.06.2022 № 160-ФЗ).

Заказчики должны вводить новые требования к участникам тендеров и некоторых закупок у единственного источника об отсутствии взаимовыгодных финансовых отношений и родственных связей между участниками закупок и:

  • директором заказчика,
  • руководителем контрактной службы,
  • контрактным управляющим,
  • членами закупочной комиссии.

Антидемпинговые меры

При снижении цены в ходе тендера на 25% и более поставщики предоставляют повышенное обеспечение исполнения контракта.  В заказах на сумму не более 15 млн. руб. вместо такого обеспечения поставщик может подтвердить свою добросовестность и внести обычное обеспечение.

Решение о добросовестности участника принимает заказчик, а не закупочная комиссия.  При отсутствии подтверждающих документов или указании ложных данных поставщика признают уклонившимся без заседания комиссии (изменения внесены Федеральным законом № 104-ФЗ от 16.04.2022).

Плата за контракт по итогам конкурса

В конкурсах во время «переторжки» нельзя подавать предложения с нулевой ценой, стоимостью выше или равной цене из третьей части заявки.  Однако у поставщиков появилась возможность заплатить за право работы с госзаказом – снижение ниже нуля обязывает указать размер платы заказчику за заключение контракта (Федеральный закон от 16.04.2022№ 104-ФЗ).

Закупки без торгов

Ведено новое основание для заключения контракта с единственным источником: торги не понадобятся при размещении заказа на оказание услуг по обращению с отходами I и II класса опасности (Федеральный закон от 04.11.2022 № 420-ФЗ).  Теперь подобные контракты можно заключать напрямую.

Электронная малая закупка

У заказчиков появилась возможность заключить контракт по итогам малой электронной закупки, если есть хотя бы одна подходящая заявка.  Раньше для признания закупки состоявшейся требовалось не менее двух (Федеральный закон от 28.06.2022 № 231-ФЗ).

Агрегатор предварительных предложений

Заказчики могут проводить малые закупки без торгов на торговых площадках по п. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Сведения обо всех предварительных предложениях участников малой закупки стали доступны для других участников.  Информация открыта вне зависимости от ЭТП для размещения заказа.  Интеграцию данных обеспечивает ЕИС (Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ, постановление Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946).

Сведения о заявке попадают в ЕИС в течение часа после ее подачи на ЭТП.  В системе не размещают данные:

  • документы о стране-изготовителе;
  • подтверждающие соответствие участника требованиям закона к конкретному виду деятельности;
  • декларацию о соответствии поставщика требованиям 44-ФЗ;
  • реквизиты фирмы для оплаты по контракту.

Требования к независимой гарантии

По новым правилам в гарантию включают все случаи для выплат по ст. 44 44-ФЗ, а не только условие об удержании средств, если в течение одного квартала поставщик больше двух раз подал заявку, не соответствующую требованиям (Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ).

Сведения о штрафах

Заказчики вносят информацию о поставке товара и выполнении работ в реестр контрактов в ЕИС.  По новым правилам, если соглашением предусмотрено удержание неустойки из оплаты по контракту, заказчик указывает сумму требований при внесении сведений об исполнении условий сделки в реестр (постановление Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946).

Электронное взаимодействие

Допускается работа с иностранной электронной подписью (Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ), если она выпущена по российским стандартам и ускоряется взаимодействие между заказчиком и ЭТП при удержании обеспечения (Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ).

Некоторые изменения электронного документооборота перенесены на более поздний срок.  К примеру, отсрочена обязанность подачи жалоб по закрытым процедурам через ЕИС и возможность заключения электронных контрактов и дополнительных соглашений.

 

 

Раздел 3. Контроль за рекламным законодательством и недобросовестной конкуренцией

 

Пресечение недобросовестной конкуренции

В 2022 году Ульяновским УФАС России рассмотрено 17 заявлений о признаках нарушения антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции (в 2021 году было рассмотрено 31 заявление).  Выдано 6 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.  4 предупреждения исполнены, 1 – находится в стадии исполнения, 1 – не исполнено (что явилось основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства).  В 2022 году управлением приняты решения по 3 делам, возбужденным по признакам осуществления недобросовестной конкуренции (в 2021 году – 3 решения): 1 – о признании нарушения антимонопольного законодательства (без выдачи предписания), 2 – о прекращении дела (в 2021 году – 3 и 0, соответственно).

Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Признаками недобросовестной конкуренции являются:

1) действия хозяйствующих субъектов (группы лиц);

2) действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

3) действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

4) действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» при обнаружении признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренной ст.ст. 14.1, 14.2, 14.3, 14.7 и 14.8 указанного Федерального закона, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Выдача предупреждений при наличии признаков нарушения ст.ст. 14.4, 14.5 и 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» не предусмотрена, то есть дело о нарушении антимонопольного законодательства при наличии основания возбуждается без выдачи предупреждения.

Согласно ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Общее количество предупреждений, выданных Ульяновским УФАС России по статьям 141,  142, 143, 147 и 148 главы 2.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в 2022 году, - 6 (в 2021 году было выдано 3 предупреждения).

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

1. Недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 12 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

2. Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 000 рублей.

Исполнение предупреждения антимонопольного органа освобождает от штрафов.

В 2022 году Ульяновским УФАС России рассмотрено 1 дело об административном правонарушении по ст. 14.33 КоАП РФ (в 2021 году было рассмотрено 3 дела).  Вынесено 1 постановление о назначении штрафа в размере 12,0 тыс. руб. (в отношении индивидуального предпринимателя), штрафов оплачено на общую сумму 12,0 тыс. руб. (в 2021 году - 44,0 тыс. руб. и 52,0 тыс. руб., соответственно, - с учетом постановления, вынесенного в 2020 году).

 

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе

В 2022 году Ульяновским УФАС России рассмотрено 21 дело по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в 2021 году - 26), принято 18 решений о признании нарушения рекламного законодательства, 3 дела прекращено по причине неподтверждения нарушения.  Выдано 10 предписаний об устранении нарушений законодательства о рекламе, все предписания исполнены.  За 2022 год в управление поступило 72 заявления о признаках нарушения рекламного законодательства (в 2021 году - 148), по 19 из которых (26,4% от общего количества) возбуждены дела (в 2021 году дела были возбуждены по 16,9% поступивших заявлений).

 

Таблица 4. Сравнение нарушений, допущенных при распространении рекламы, в 2021 и 2022 годах *

№№ пп

Выявленные нарушения

Федерального закона «О рекламе»

 

2021 год

 

2022 год

 

1

ст.5, ч.2 - недобросовестная реклама

4

2

2

ст.5, ч.3 - недостоверная реклама

5

4

3

ст.5, ч.4 - агрессивная реклама

1

0

4

ст.5, ч.7 - отсутствие существенной информации в рекламе

5

 

7

5

ст.7 - запрещенные к рекламе товары

0

2

6

ст.8 - дистанционные продажи в рекламе

0

2

7

ст.9 - реклама о стимулирующем мероприятии

0

1

8

ст.15, ч.2 - превышение объема рекламы в радиопрограммах

0

1

9

ст.18 - реклама по сетям электросвязи

12

4

10

ст.21, ч.1 - реклама алкогольной продукции

1

0

11

ст.21, ч.2.1 - реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 5%

1

0

12

ст.21, ч.3 - предупреждение о вреде потребления алкогольной продукции

1

0

13

ст.24, ч.1 - реклама лекарственных средств

1

0

14

ст.24, ч.7 - предупреждение в рекламе лек. средств, мед. изделий и мед. услуг

1

1

15

ст.28, ч.1 - отсутствие наименования финансовой организации

7

6

16

ст.28, ч.2 - общие требования к рекламе финансовых услуг

1

0

17

ст.28, ч.3 - о предоставлении кредита

4

2

18

ст.28, ч.13 - реклама займов

1

0

19

ст.28, ч.14 - отсутствие разрешений на оказание финансовых услуг

2

0

 

ВСЕГО:

47

32

 

*в рамках одного рассмотренного дела может быть признано нарушение нескольких норм Федерального закона «О рекламе».

 

То есть наиболее часто допускаемыми нарушениями Федерального закона «О рекламе» в 2022 году являлись нарушения:

- ч. 3 ст. 5, согласно которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения (4 факта);

- ч. 7 ст. 5, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (7 фактов);

- ст. 18, согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.  При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.  Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (4 факта);

- ч. 1 ст. 28, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество) (6 фактов).

 

Административная ответственность за основные нарушения законодательства о рекламе установлена ст. 14.3 КоАП РФ, согласно которой:

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 7 000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 100 000 рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей.

5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей.

6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 300 000 до 800 000 рублей.

Согласно ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц - от 150 000 до 600 000 рублей.

Также в соответствии со ст. 19.31 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 2 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 20 000 до 200 000 рублей.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В 2022 году Ульяновским УФАС России рассмотрено 17 дел об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ (в 2021 году было рассмотрено 24 дела).  По результатам рассмотрения дел в качестве административного наказания вынесено 9 предупреждений (в 2021 году было 12), 7 постановлений о назначении административного штрафа (в 2021 году было 12), 1 дело прекращено.  Общая сумма штрафов, назначенных в 2022 году по ст. 14.3 КоАП РФ, составила 778 000 руб., оплачено штрафов на общую сумму 637 000 руб. (в 2021 году - 533 000 руб. и 520 000 руб., соответственно).

 

Особенности применения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Письмо ФАС России от 03.10.2022 № КТ/90922/22 разъясняет вопросы применения статьи 18.1 «Реклама в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федерального закона «О рекламе», введенной Федеральным законом от 14.07.2022 № 326-ФЗ.  Указанная статья вступила в силу 01.09.2022.

Статья 18.1 Федерального закона «О рекламе» посвящена вопросам учета рекламы в сети «Интернет», а также определенным требованиям к порядку размещения рекламы в сети «Интернет» и порядку взаимодействия различных органов исполнительной власти по данному вопросу.

В частности, согласно части 12 статьи 18.1 федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи /Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций/, при необходимости осуществляет взаимодействие с антимонопольным органом по вопросам отнесения к рекламе информации, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 15 статьи 18.1 федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляет доступ к имеющейся у него информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе антимонопольному органу, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, иным органам и лицам, определенным Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.

Согласно части 16 статьи 18.1 реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Согласно части 17 статьи 18.1 распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы и учета информации о такой рекламе.  Требования к идентификатору рекламы, его содержанию, порядок и сроки его присвоения, размещения при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», хранения и предоставления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, устанавливаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

Нормы статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе» предполагают создание специальных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере рекламы в сети «Интернет», - операторов рекламных данных, на которых возлагается обязанность, в том числе по присвоению соответствующей рекламе идентификаторов рекламы.

Так, в соответствии с приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 № 62 «Об утверждении порядка ведения реестра операторов рекламных данных» Роскомнадзор составляет реестр операторов рекламных данных и размещает информацию, содержащуюся в данном реестре, на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет».

 

Для сведения:

  1. Критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждены постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 № 948 (начало действия – 01.09.2022, в ред. постановления Правительства РФ от 20.12.2022 № 2355, срок действия документа ограничен 01.09.2028).
  2. Положение о создании и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, а также Условия отбора оператора рекламных данных утверждены постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 966 (начало действия – 01.09.2022, срок действия документа ограничен 01.09.2028).
  3. Правила взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с операторами рекламных данных, включая порядок, формат и сроки предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, утверждено постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 974 (начало действия – 01.09.2022 (начало действия отдельных положений – с 01.03.2023), срок действия документа ограничен 01.09.2028).
  4. Состав информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе», утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р (начало действия – 01.09.2022, действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу).
  5. Порядок ведения реестра операторов рекламных данных утвержден приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 № 62 (приказ вступил в силу с 01.09.2022, действует до 01.09.2028).
  6. Состав информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, имеющейся у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, доступ к которой вправе получить рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы, и Порядок предоставления информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, имеющейся у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, доступ к которой вправе получить рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы, утверждены приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 № 63 (приказ вступил в силу с 01.09.2022; в ред. приказа Роскомнадзора от 01.12.2022 № 192, вступившей в силу 30.12.2022; действует до 01.09.2028).
  7. Требования к программам для электронных вычислительных машин, используемым операторами рекламных данных для учета рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления информации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждены приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 № 64 (приказ вступил в силу с 01.09.2022 (отдельные положения – с 01.03.2023); в ред. приказа Роскомнадзора от 01.12.2022 № 193, вступившей в силу 29.12.2022; действует до 01.09.2028).

 

В реестр операторов рекламных данных (сайт Роскомнадзора – https://rkn.gov.ru/register-ord/register/) по состоянию на 01.02.2023 внесено 7 юридических лиц: ООО «ЯНДЕКС ОПЕРАТОР РЕКЛАМНЫХ ДАННЫХ», ООО «ОЗОН ОРД», ООО «ОРД-А», ООО «ЛАБОРАТОРИЯ РАЗРАБОТКИ», ООО «ПЕРВЫЙ ОРД», ООО «ВК РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» и ООО «МедиаСкаут».

 

В письме ФАС России от 03.10.2022 № КТ/90923/22 разъяснены вопросы соблюдения требований части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при указании в рекламе наименования жилого комплекса без прямого предложения приобретения квартир в нем.

Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется размещение проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение.  Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Из приведенной нормы следует, что в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объектов недвижимости, в обязательном порядке необходимо указывать следующую информацию:

- адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется размещение проектной декларации, предусмотренной федеральным законом (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 № 1133 в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/);

- фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение.

Кроме такой обязательной информации Закон дополнительно допускает размещать в такой рекламе наименование объекта строительства - коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства или наименование жилого комплекса, в случае строительства многоквартирных домов, но исключительно в случае если данные сведения внесены в проектную декларацию.  В случае отсутствия таких сведений об объекте (группе объектов) капитального строительства в проектной декларации, их размещение в указанной рекламе статьей 28 Федерального закона «О рекламе» не предусмотрено.

При этом положения части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» не обязывают размещать проектную декларацию непосредственно в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, однако указанная реклама должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://наш.дом.рф), на котором размещены вышеуказанные документы, и указание о том, какую информацию можно получить на данном сайте.

Вместе с тем отсутствие непосредственно в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений о месте размещения проектной декларации или представление данных сведений в виде гиперссылки, но без указания, что переход по данной гиперссылке позволяет получить требуемую информацию, может рассматриваться как нарушение части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

При этом в случае если в рекламе размещается указание на объект строительства без сообщения дополнительных сведений с предложением о приобретении недвижимости в данном объекте, необходимо дополнительно оценить сам объект рекламирования, к которому формируется внимание, в том числе используя открытые источники, включая сеть «Интернет».

Если внимание потребителей формируется к объекту, строительство которого не завершено, и предлагается участие в долевом строительстве данного объекта недвижимого имущества, то есть по сути, размещается именно реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, то такая реклама должна рассматриваться как подпадающая под требования части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Однако в случае если объектом рекламирования выступает уже построенный объект недвижимости (например, жилой комплекс, в котором предлагается продажа квартир), то реклама такого объекта не попадает под регулирование части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», но такая реклама должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе, содержащимся в статье 5 Федерального закона «О рекламе».

 

Письмом ФАС России от 02.12.2022 № МШ/109196-ПР/22 «О направлении информации» на основании подпункта «в» пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 24.05.2022 № ДГ-П36-8572 и поручения Правительства Российской Федерации от 20.11.2022 № ДГ-П36-19812 признаны недействующими отдельные документы разъяснительного характера в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции, указанные в приложении к письму (позиции №№ 1 – 190 приложения).

 

Наверх